Налоговое расширение ЕС


Больше года назад, 1 июля 2005 г., вступила в силу директива ЕС о налогообложении сбережений. Согласно ей если налоговый резидент государства – участника ЕС получает проценты по сбережениям от компании в другом государстве, он обязан сообщить об этом налоговым органам своей страны или удержать подоходный налог у источника. Первую схему избрали для себя 32 государства и территории. Остальные платят налоги либо дают вкладчикам право выбора схемы. Ставка налога в первые три года действия директивы – 15%, следующие три – 20%, а затем – 35%.

Но европейцы не спешат подчиняться директиве. За первые полгода ее действия Швейцария собрала лишь 100 млн евро подоходного налога от иностранцев, Люксембург – 48 млн евро, Джерси – 13 млн, Бельгия – 9,7 млн, а Лихтенштейн – 2,5 млн. Между тем одни только граждане Германии хранят в зонах низкого налогообложения, по оценке налоговой службы, до 500 млрд евро.

Поэтому Еврокомиссия пытается расширить действие директивы на Гонконг и Сингапур. В Гонконге налогом на прибыль (17,5%) облагается только коммерческая, торговая и профессиональная деятельность, осуществляемая на территории страны. А компания, получающая прибыль за пределами Гонконга, этот налог не платит. В Сингапуре налог на имущество стоимостью до $5,7 млн всего 5%, а свыше этой суммы – 10%, в то время как подоходный налог всего 2% (с дохода приблизительно до $4750), а с дохода в $253 400 – 26%, сообщает Стюарт Грей из Investoffshore.com. Европейцам такие ставки по душе: в последние годы в Сингапуре были открыты филиалы инвестбанков UBS, Credit Suisse, BNP Paribas и других.

Пока речь идет только о переговорах с целью исследования ситуации, сказала “Ведомостям” Мария Ассимакопулу, представитель Еврокомиссии по вопросам налогообложения и Таможенного союза: “В ходе обсуждений станет ясно, готовы ли Гонконг и Сингапур к диалогу”. Комиссар ЕС по налогам Ласло Ковач рассчитывает начать переговоры с Гонконгом и Сингапуром в 2006 г., как только заручится поддержкой министров финансов Европы.

Пока европейцу, не желающему платить налог на сбережения, обойти директиву довольно просто, говорит руководитель международного отдела Tax Consulting U.K. Михаил Горлов. Ведь она распространяется только на граждан, а на компании – нет. Достаточно зарегистрировать компанию в офшорной юрисдикции (в том числе европейской) и хранить средства на ее счету. “Даже если азиатские финансовые центры и Европа придут к согласию, что маловероятно, на вкладчиках это не отразится”, – полагает Горлов.

Наступает Еврокомиссия и на островные низконалоговые зоны. Недавно Европейский суд справедливости в Люксембурге не признал право Азорских островов (зависимая территория Португалии) на налоговые льготы. Португальские чиновники возражали, что низкая ставка налогов необходима, а субсидируют они острова из-за их географической изоляции и истощения экономики. Но суд запретил Португалии компенсировать островам недополученные из-за налоговых льгот доходы. Заодно с Португалией в суде выступали Великобритания и Испания – они опасаются, что решение суда станет прецедентом для подконтрольных им территорий, тоже имеющих особые полномочия в определении налоговой политики.

Однако решение суда может пойти на пользу Гибралтару, говорит Джонатан Станьетто, управляющий директор португальского отделения гибралтарской юридической компании Form.A.Co. Европейский суд заявил, что территория имеет право на собственный налоговый режим, если обладает достаточной автономией. А Гибралтар не входит в состав Великобритании и имеет полное право устанавливать свои налоговые ставки, радуется Станьетто.