Остались без надзора

Д. Гришкин

Отчасти задачу им упростил сам Козлов, который довольно легкомысленно относился к своей безопасности. Его это тяготило, всех этих охранников, которые забегают вперед, он, похоже, считал излишними, говорит давний знакомый Козлова Александр Зурабов (экс-президент банка “Менатеп” и “Аэрофлота”). “Однажды встретил его на улице, выходя из театра после вечернего спектакля, – вспоминает зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Анатолий Аксаков. – Спрашиваю: “Андрей, почему так поздно и без охраны?” – “Только закончили рассматривать очередную партию банков, которая претендовала на участие в системе страхования вкладов”, – отвечает он. Это был самый напряженный период – отбор уже заканчивался, многие банки уже “подвисли”. Отбор затрагивает интересы слишком многих лиц, а он спокойно так, без охраны идет, улыбается. Я даже порадовался: можно в нашей стране, участвуя в таком жестком процессе, спокойно ходить по улицам. Оказывается, я ошибался”.

Козлов был одним из первых, кого пригласил в свою команду Сергей Игнатьев, возглавив ЦБ летом 2002 г. Формально Козлов был вторым человеком в ЦБ, но по влиянию в чем-то и не уступал главе Центробанка Сергею Игнатьеву, говорит первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев. Он получил должность первого зампреда, место в совете директоров ЦБ и ключевой в Центробанке пост председателя комитета банковского надзора (КБН). Именно этот коллегиальный орган принимает решения о выдаче и отзыве банковских лицензий, а приказы об этом подписывает руководитель КБН. С принятием в 2003 г. закона о страховании вкладов его роль резко возросла. Решение, принимать ли банк в систему страхования – по сути, можно ли ему работать с физлицами, – принимал КБН и подписывал Козлов.

Без охраны

Покушение на Андрея Козлова произошло около 21 часа в среду, когда он направлялся после традиционного футбольного матча между работниками ЦБ и менеджерами банков из здания футбольного манежа “Спартак” к своему автомобилю. По словам источника в ГУВД, близкого к следствию, непосредственных свидетелей убийства нет, никто не слышал и выстрелов, так как преступники использовали пистолет с глушителем. Одна из пуль попала Козлову в шею, что и предопределило неудачу борьбы врачей за спасение его жизни. Уже смертельно раненного Козлова (он скончался, не приходя в сознание, в 33-й горбольнице около 5.30 утра) и его убитого водителя Александра Семенова обнаружили другие посетители манежа, вышедшие из раздевалки вслед за Козловым. Они видели, как от места происшествия кинулись какие-то тени, другие свидетели вспомнили двух куривших мужчин, но никто их лиц не запомнил, рассказывает собеседник “Ведомостей”. По его словам, собака взяла след, который оборвался на набережной Яузы, где предполагаемые преступники, вероятно, сели в автомобиль.

Уже днем в ходе осмотра примерно в трехстах метрах от места происшествия были обнаружены два брошенных пистолета, из которых предположительно было совершено убийство. Это самодельный пистолет и переделка из пневматического пистолета “Байкал” под боевой патрон. По словам следователя московской прокуратуры, имеющего опыт в расследовании заказных убийств, подобные переделки довольно часто используются наемными убийцами. Это оружие не очень надежно, что может свидетельствовать о не самом высоком уровне стрелков. Зато историю этого оружия практически невозможно отследить, добавляет следователь. Убийцы удачно выбрали место преступления, отмечает сотрудник столичной прокуратуры. Но этот выбор был достаточно рискованным, добавляет он, ведь охрана могла быть не только у Козлова, но и у других участников матча. Это, по мнению собеседника “Ведомостей”, также может свидетельствовать о весьма среднем уровне “профессионализма” преступников.

Известные обстоятельства убийства свидетельствуют о том, что к нему тщательно готовились, говорит президент Ассоциации телохранителей Дмитрий Фонарев, скорее всего, за Козловым заблаговременно наблюдали, знали, охраняется ли он, заранее предусмотрели пути отхода и провели разведку места преступления. Но сами исполнители, судя по тому, что Козлов не был убит сразу, и по кустарному оружию, не были наемными убийцами высокого класса, считает Фонарев.

Уголовное дело по факту убийства Козлова возбудила прокуратура Москвы по статье 105, часть 2 (“убийство двух и более лиц”), сообщил представитель Генпрокуратуры. Следствие ведет прокуратура Москвы, но дело взял под контроль генпрокурор Юрий Чайка. Оперативным сопровождением занимаются лучшие сыщики уголовного розыска, и их работу по поручению премьер-министра Михаила Фрадкова контролирует министр внутренних дел Рашид Нургалиев. По словам источника в МВД, проводится весь необходимый комплекс мероприятий, включая анализ соединений мобильных телефонов в районе убийства, опросы коллег и близких покойных. Как сообщила и. о. начальника управления по взаимодействию со СМИ Генпрокуратуры Марина Гриднева, следствие рассматривает все версии – от бытовых до связанных с профессиональной деятельностью Козлова. По словам источника в ГУВД, сейчас у следствия нет данных, которые говорили бы в пользу какой-то версии.

Один ответ

Зато у всех остальных сомнений нет – убийство Козлова связано с его работой во главе надзорного блока Центробанка. Так отвечали на вопрос “Ведомостей” и чиновники, и политики, и банкиры.

Он тогда пообещал банкам превратить отбор в чистилище: банк должен был доказать, что удовлетворяет многим требованиям, и не только финансового характера. КБН оценивал качество управления банком, борьбы с отмыванием денег и даже требовал раскрыть информацию о конечных владельцах.

Жесткость при отборе стала причиной первого серьезного конфликта с участием Козлова. В мае 2004 г. он отозвал лицензию у Содбизнесбанка, входившего в сотню крупнейших, за нарушение закона о противодействии легализации преступных доходов. За это нарушение банк был наказан впервые. Содбизнесбанк оказал жесткое сопротивление и неделю не пускал в здание назначенную ЦБ временную администрацию, устраивал акции (вкладчики банка перекрывали Красную Пресню), а Козлов стал объектом атаки многих СМИ. Именно отзыв лицензии у “Содбизнеса” вкупе с неосторожным высказыванием председателя Росфинмониторинга Виктора Зубкова о том, что у него на примете еще десяток, спровоцировали кризис доверия. Убийство Козлова могло быть связано с “делом Содбизнесбанка” (незаконное банкротство), которое с прошлого года расследует следственный комитет МВД, полагает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. С этим делом уже связано одно громкое убийство, напоминает он: год назад в Подмосковье был расстрелян бывший владелец банка Александр Слесарев и его семья. Это убийство не раскрыто. Попытки проследить за выведенными активами банка не прекращались, и ЦБ продолжал консультировать следствие, говорит Кабанов.

Закончив отбор в систему страхования, ЦБ начал кампанию против банков, участвующих в отмывании денег. Объектом атаки стали участники схем по обналичиванию. В этом году ЦБ отозвал почти 40 лицензий у банков, через кассы которых были выданы несопоставимые с их размером суммы, как правило сотни миллионов долларов. “Он был одним из самых яростных борцов с теми, кто специализировался на обналичке крупных сумм. На убийство могли пойти именно те, чьи интересы были задеты”, – считает Аксаков.

Большинство полагает, что причиной убийства стали не уже совершенные действия Козлова, а его планы. “Версия мести обиженных банкиров слишком тривиальна... Андрей обязательно почувствовал бы опасность, если она исходила от тех, кого он мог обидеть”, – уверен Андрей Черепанов, учившийся вместе с Козловым и работавший с ним в ЦБ. Банкир и депутат Госдумы Александр Лебедев напоминает, что совсем недавно “шли проверки по каким-то крупным банкам”. “Это покушение не может иметь бытовых и случайных причин, их надо искать именно в банковском надзоре”, – уверен он. “Он вышел на что-то системное, связанное с отмывание грязных денег, скорее всего, увидел всю цепь отмывания целиком”, – рассуждает руководитель банковского комитета Совета Федерации Сергей Васильев. Сысуев советует “обратить внимание на “обналичку”, схемы с невозвратом НДС и т. д.”, не исключая, что заказчиком преступления мог быть и тот, кого санкции ЦБ еще только могли настичь. Заказчиками таких убийств чаще выступают не те, кто уже пострадали от деятельности чиновника, а те, кто мог пострадать в недалеком будущем, говорит следователь, специализирующийся на расследовании заказных убийств. “Среди владельцев банков, занимающихся обналичкой и отмыванием средств, в том числе и связанных с “серым импортом”, могут найтись отморозки, которые могли бы заказать такое преступление. Причем то, что на его раскрытие будут брошены все силы государства, этих людей могло и не волновать – доказать такие преступления очень трудно”, – считает он. Версии с “отморозками” придерживается и один из знакомых Козлова.

Нет замены

Кто заменит Андрея Козлова, пока не ясно. Его место в совете директоров может оставаться вакантным – для принятия решений достаточно семи членов (всего – 12). Кроме него у Игнатьева три первых заместителя – Алексей Улюкаев отвечает за денежно-кредитную политику, Георгий Лунтовский – за налично-денежное обращение и Татьяна Парамонова – за платежную систему и переход банков на МСФО. Но по закону о ЦБ председателя КБН назначает глава Центробанка из числа членов совета директоров. Их сейчас 10: кроме перечисленных и Игнатьева это Константин Корищенко (курирует операции на финансовых рынках), Геннадий Меликьян (инспектирование кредитных организаций), Надежда Иванова (свободно-экономический департамент), главбух Людмила Гуденко, руководители московского и питерского теруправлений Константин Шор и Надежда Савинская. Из них в надзорном блоке работает лишь Меликьян. Связаться с ним вчера не удалось – он был в отпуске. В пресс-службе ЦБ не смогли ответить на вопрос о преемнике Козлова.

Найти достойную замену будет непросто. “На фоне ЦБ, который реформировал банки осторожно, Козлов был явлением, – отмечает Сысуев. – Он один пытался действовать, причем все делал публично”. В этом состоит системная слабость финансовых властей – погибшему Козлову может попросту не найтись адекватной замены, полагает Сысуев. “У нас нет человека с таким опытом надзора и кругозора, как у Козлова, – констатирует Васильев. – Конечно, система надзора им в принципе отстроена, но все равно из состава ЦБ я не вижу ему замену – он был очень яркий”.