Отдайте 3%!


Волго-Вятский филиал РАО выиграл иск к кинопрокатной фирме “Призма”, входящей в группу компаний “Электроника” (владеющей сетью кинотеатров “Империя грез” – “Электрон”, “Сормовский”, “Мир”, “Октябрь”), в середине августа 2006 г., сообщил “Ведомостям” директор филиала Максим Королев. С ответчика РАО взыскало около 2000 руб. в качестве вознаграждения композиторам музыки к фильму “Побег”, который демонстрировался в кинотеатрах сети в апреле 2005 г., рассказал Королев. Один из менеджеров в ООО “Призма”, пожелавший остаться неназванным, сообщил “Ведомостям”, что компания намерена обжаловать решение суда.

Иск Волго-Вятского авторского общества к нижегородской кинопрокатной компании первый, но не последний. По словам Королева, уже поданы иски к кинотеатрам – прокатчикам фильмов “Ночной дозор”, “Дневной дозор”, “Девятая рота”, “Сволочи”, “Первый после Бога”, “Бой с тенью”. Истец, ссылаясь на закон об авторском праве, требует отчислять РАО 3% кассовых сборов от проката. Кроме ООО “Призма” ответчиком по искам выступает ООО “Паритет-М”, демонстрировавшее фильм “Ночной дозор” в кинотеатре “Канавинский”. Общая сумма исковых претензий – более 200 000 руб., говорит Королев. Он отметил, что около 20% от собранных в пользу авторов музыки денег идет на содержание региональных филиалов РАО, остальное – композиторам. В ближайшее время Волго-Вятский филиал РАО собирается направить в суды еще ряд исков по зарубежным фильмам, обещает Королев.

Участники кинопрокатного рынка считают требования РАО несправедливыми. Заместитель гендиректора ООО “Паритет-М” Людмила Чернышева говорит, что из закона “об авторском праве” непонятно, следует ли платить 3% от сборов каждому композитору или всем авторам музыки к фильму в зависимости от индивидуального вклада. “Это может стать почвой для произвола”, – отмечает она. С ней соглашается генеральный менеджер ГК “Электроника” Виктор Зверев. По его словам, 3%-ная ставка отчислений авторам снижает на 6–14% рентабельность кинотеатров, которые и так платят от 50% до 70% вырученных от показа средств правообладателю фильма.

Зампредседателя правления РАО Екатерина Ананьева говорит, что РАО может снижать ставку отчислений кинотеатрам, добровольно согласившимся сотрудничать с организацией. Но даже те, кто готов работать по сниженным ставкам, сомневаются в справедливости отчислений. Директор кинотеатра “Спутник” (отчисляет РАО 1,5% за авторскую музыку по договору 2005 г.) Владимир Сорокин считает действия РАО законными, но законодательство – “несовершенным”. “В процессе создания фильма все его создатели, в том числе композиторы, получают гонорары за работу и дополнительно обдирать кинотеатры в пользу композиторов несправедливо”, – говорит Сорокин.

Президент московской сети “Киномакс” Борис Асриев в интервью “Ведомостям” в августе 2006 г. заявил: “Мы не продаем музыку отдельно, мы ее показываем вместе с фильмом. И платим мы не музыкантам, а неким авторским обществам, которые представляют интересы других авторских обществ, которые, в свою очередь, представляют интересы третьих и т. д. Композитора в конце этой цепочки не видно. У меня есть подозрение, что до Эннио Морриконе, как и до других западных музыкантов, ни один цент из наших денег не дошел”. По словам Асриева, “Киномакс” пытался судиться, но нынешнее законодательство неспособно защитить ни наши интересы, ни интересы музыкантов.