Таможенные поблажки


Вводимая с 2007 г. новая декларация объединит два документа, которые заполняют экспортеры и импортеры, – существующую ГТД и транзитную декларацию. Новая форма нужна, в частности, для интеграции России в европейскую таможенную систему, говорит помощник руководителя ФТС Владимир Мещеряков. Ведь новая ГТД – калька с европейской декларации (ЕАД).

Документ будет применяться при обычном таможенном оформлении и при транзитных перевозках. Декларация состоит из пяти листов, а ее содержание несколько отличается от нынешней, говорит Вильгельмина Шавшина из юркомпании DLA Piper. Появились новые графы, а другие переименованы, отмечает юрист. Не исключено, что придется вносить дополнительные сведения, например, в графу “Грузовые места и описание товаров”, предполагает Шавшина.

Новые бланки ГТД можно будет получить у таможенного брокера или в таможне. А в будущем, по словам Мещерякова, можно будет предоставлять декларацию не на типографских бланках, а распечатанной на принтере.

ФТС, впрочем, не исключает, что после введения новой ГТД с ее применением могут возникнуть трудности. “Может, поболеем месяц-два”, – предупредил и. о. начальника управления ФТС Виктор Дьяченко. По его словам, с октября ФТС будет обучать своих сотрудников и таможенных брокеров новым правилам.

Эксперты говорят, что новая декларация существенно не изменит процедуру оформления. “На первый взгляд не ясно, в чем преимущество”, – говорит гендиректор “ГТК-Сервис” Юрий Воронин. Станет проще заполнять ГТД, считает Шавшина. Ведь с 2007 г. документ, оформляемый при ввозе груза в Россию, должен совпадать по содержанию с документом, составляемым в стране-экспортере, входящей в ЕС, говорит Мещеряков.

Главные преимущества новой декларации участники ВЭД ощутят не сразу, а только если Россия присоединится к конвенциям об упрощении формальностей в торговле товарами и процедуре общего транзита, признает Мещеряков. Кроме того, ФТС собирается унифицировать с Европой и основные классификаторы товаров, используемые для таможенного оформления. Сейчас перевозчик должен заполнять в Европе один документ, а в России – другой. “В будущем декларанту будет достаточно одного документа, заполненного в стране отправки груза, – говорит Мещеряков. – Этот документ будет использоваться при транзите через Европу, его же декларант предъявит на российской таможне независимо от того, ввозится товар в Россию или следует транзитом”. При экспортно-импортных операциях со странами, не относящимися к ЕС, тоже будет использоваться новая ГТД.

Унификация решит проблему с подтверждением таможенной стоимости, надеется Владимир Чикин из юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”. “Сегодня таможенники часто заставляют подтверждать заявленную компаниями таможенную стоимость, а ЕАД, заполненный в стране-экспортере, станет веским доказательством ее достоверности”, – говорит он. А Мещеряков ссылается на расчеты Всемирной таможенной организации, по которым унификация документов снижает расходы экспортеров и импортеров на 5–10% от стоимости внешнеторговой сделки. Станет проще бороться с контрабандой, добавляет Чикин. Ведь Россия получит доступ к европейской базе данных о перевозимых товарах.

Для ратификации конвенций придется внести и поправки в Таможенный кодекс – например, об уполномоченном получателе. Он сможет получать товары по месту своего нахождения и распоряжаться ими, минуя таможенный контроль, если только таможенный орган не захочет провести проверку, пояснил Мещеряков. А на все ввозимые товары уполномоченный получатель сможет оформить комплексную гарантию уплаты таможенных пошлин. “Гарантия может быть дисконтирована”, – отмечает представитель ФТС. Чтобы воспользоваться льготами, нужно будет соответствовать установленным в законе критериям. “Речь идет о расширении применения существующих упрощенных процедур оформления”, – говорит Мещеряков. Пока чиновники ФТС не готовы рассказывать о требованиях к “льготникам”, но в ближайшие два-три месяца собираются внести предложения в правительство.