Великое разочарование


В минувший вторник в Лужниках прошел единственный московский концерт Мадонны. Шоу не имело никакого отношения ни к сексу, ни к драйву, ни к богохульству. Сорока тысячам человек, пришедшим потреблять массовую культуру, певица разъяснила со сцены, что потреблять нехорошо.

У станции метро «Спортивная» стоял ОМОН и православные женщины с молитвословами. Они не хотели рассказывать, ни откуда они, ни сколько их здесь. Их было немного. Они молились по двое, крестили толпу и раздавали листочки, на которых скомпилировано было все, что давеча говорили про концерт Мадонны православные священники. Что являться миру распятой на кресте – богохульство (протоиерей Владимир Переслегин). Что Мадонна – старуха, демонстрирующая свою сексуальность (о. Андрей Кураев). Что Мадонна – каббалистка, зомбирующая и совращающая людей помимо их воли (народный фольклор). Бог уж знает, каким шабашем воображали себе концерт Мадонны православные женщины, но молились они так, будто публика шла на смерть.

Публика тоже ждала если не шабаша, то из ряда вон выходящего развлечения. На пути к стадиону приходилось подолгу стоять в очереди, и из разговоров можно было понять, чего люди ждут от концерта. «Сейчас она зажжет!» – говорил молодой человек в дорогих очках. «Я не буду снимать лифчик, у меня там паспорт», – говорила красивая девушка. «На такие концерты не надо ходить со своим самоваром», – разъяснял юноша в свитере Blanc Bleu товарищу, имевшему неосторожность пойти на шоу с подругой.

Концерт задерживался на два часа. В женские туалеты стояли огромные очереди. Многие девушки ходили в мужской туалет, и это, кажется, было максимальное непотребство, на которое Мадонна сподвигла свою публику. Милицейский офицер инструктировал солдат оцепления: «Не садитесь. Когда вас видно, люди сидят спокойно, а когда вы сидите, начальство снизу вас не видит». Танцевальный партер, то есть футбольное поле, на две трети заполненное людьми, немножко танцевал под разогревающий диджейский сет. А трибуны, с которых нельзя было спуститься на поле, тоже сами себя развлекали, гоняя «волну» и выкрикивая «Мадонна! Мадонна!»

В 21.25 погас свет, и по всему стадиону зажглись огоньки мобильных телефонов: тридцать тысяч людей одновременно приготовились сфотографировать появление Мадонны на московской сцене. Мадонна вышла из сверкающего дискотечного шара. Не знаю, что там можно было сфотографировать телефоном. Певица на сцене выглядела крохотной, а на больших экранах по сторонам сцены – чуть больше, чем крохотной. Совершенно не был понятен ее возраст и пол. Зато звук был как в кино dolby digital, каждую ноту подхватывал ревербератор, и выглядело это так, что крохотный человечек на сцене управляет своим голосом, как огромным воздушным змеем.

Стадион вознамерился отчаянно танцевать, но вскоре выяснилось, что танцевать под музыку Confessions tour невозможно. И вообще шоу не заводит, не эпатирует, не единит души. Скорее средствами шоу-бизнеса призывает отказаться от буржуазных ценностей.

Про ту знаменитую сцену, где Мадонна появляется распятая на кресте из стразов Swarovski, православные активисты забыли рассказать, что над крестом тикают цифры. Счетчик останавливается на двенадцати миллионах, и на экране появляется надпись: «В Африке 12 миллионов детей стали сиротами из-за эпидемии СПИДа». И потом еще надпись: «Кто примет одного из малых сих во имя Мое, тот принимает Меня. Матф. 18.1». Смысл этого концертного номера прочитывается довольно легко: «Мы распяты на собственных бранзулетках, и нам наплевать, что мы никого не спасаем». Далее на экранах загораются электронные адреса благотворительных фондов, помогающих сиротам в Африке. Непонятно только, почему нельзя, если везешь в Россию шоу за 12 миллионов долларов, перевести надписи на русский язык.

Танцующий партер стоял в недоумении. Невозможно было танцевать под песню «Прекратите болтовню», когда на экране мелькают портреты политиков-болтунов Никсона, Райc, Буша, Пиночета, Кастро, Путина… А на сцене танцовщик и танцовщица бьют друг друга до тех пор, пока не закроют друг другу ладонями рот. Невозможно было танцевать по песню «Я люблю Нью-Йорк», когда на экране силуэт Нью-Йорка без башен-близнецов похож на кардиограмму. Невозможно танцевать под песню «Запрещая любить», когда на сцене танцовщик с магендовидом на груди обнимает танцовщика с полумесяцем на груди. «Понятно, значит, евреи и мусульмане братья!» – сказала рядом со мной девушка, которой так и не удалось потанцевать.

Эти темы – африканские сироты, СПИД, болтуны-политики, насилие, вражда религий в Америке и Европе – давно являются предметом поп-культуры и никого не шокируют, но на стадионе «Лужники» танцующий партер стоял недоуменно с немым вопросом «Чего это она?» И, может быть, поэтому Мадонна решила с публикой поговорить. Она сказала: «В России уже пятнадцать лет демократия. Вы свободны, о’кей? Я хочу обратиться к молодым людям, чтобы вы пользовались своей свободой, о’кей? Потому что про Америку принято думать, что она свободна, но люди там не говорят то, что думают».

Под это уж совсем нельзя было танцевать. Только в конце шоу Мадонна сжалилась и исполнила несколько старых хитов, впрочем, в таких аранжировках, что под них не потанцуешь.

Концерт окончился. В целях безопасности трибуны перекрыли и отпустили сначала зрителей из партера. Когда стадионное поле опустело, по нему стали строем повзводно водить солдат оцепления оправляться в синие пластиковые туалеты, стоявшие по кромке. Трибуны смеялись и аплодировали солдатам. Это было хорошее шоу.