Вершки и корешки


Этим летом Sotheby’s впервые провел аукцион русских книг, рукописей, географических карт и фотографий. Итог торгов – около 1,5 млн долларов. В конце прошлого года на крупнейшей книжной ярмарке во Франкфурте впервые экспонировались антикварные книги. Аукционные торги и присутствие раритетов на выставках – вершина пирамиды, в основании которой лежит бизнес салонов антикварной книги.

Лучше одну, но дорого

Букинистические магазины, в эпоху книжного голода баловавшие библиофилов недоступными изданиями, постепенно исчезли с лица Москвы. На месте одних – бутики, на месте немногих выживших – салоны антикварных книг. «Армия книголюбов, насчитывающая в советские годы миллионы человек, из списка постоянных покупателей исчезла», – объясняет антиквар Лев Шпринц. И произошло это не только потому, что прежде недоступные произведения давно переизданы и доступны, но и от того, что из букинистических магазинов почти исчезли дешевые книги.

«Медленный оборот товара и высокая цена на аренду создали условия, при которых торговать антикварными и редкими изданиями стало намного выгоднее, чем недорогими книгами, напечатанными менее полвека назад. Прибыльнее продать одну дорогую книгу в неделю, чем десяток дешевых, выручка от которых (учитывая, что мы берем только процент) не будет превышать 50 рублей», – продолжает объяснять Лев Шпринц. Профиль московского букинистического магазина «Екатерина», в котором он работает, – издания первой трети ХХ века. Книги здесь стоят от $200 до $400, а первую строчку в рейтинге продаж занимают сборники поэтов Серебряного века. «Если книга нас интересует и удается договориться с владельцем, мы сразу покупаем ее, – рассказывает Шпринц. – В противном случае, выставляем ее на продажу и берем 20% комиссионных».

В каждом букинистическом магазине установлен свой комиссионный процент (20–50% от стоимости книги), который может меняться в зависимости от цены и скорости реализации. «Владелец хорошего предмета вполне может поторговаться, «отжав» часть его процентов», – объясняет антиквар Московского дома книги Александр Соболев. Но, как правило, ожидания владельцев расходятся с оценками специалистов. «Из всех дореволюционных российских изданий, которые в больших количествах несут в букинистические магазины, интерес представляют примерно 7%. Остальные не имеют практически никакой ценности», – рассказывает Соболев.

Ворованного не берем

Прежде чем предлагать книгу букинистическому магазину, владельцу нужно проверить, не стоят ли на ней библиотечные штампы. Продажа экземпляров из книгохранилищ строго запрещена, и оценщики стараются с ними не связываться. Если речь идет о часто встречающейся книге, то первостепенное значение имеет ее сохранность – рваный корешок может снизить цену в несколько раз. Но даже когда книга принята на комиссию, ждать покупателя, возможно, придется довольно долго. «Если книга продалась через месяц, значит, я ее недохвалил и назначил слишком низкую цену, – смеется Соболев. – Если пролежала год – то все в порядке».

Можно оставлять заявки на интересующие книги, однако шансов заполучить их в обозримом будущем немного. Другое дело – разместить объявление в Интернете – на libex.ru, biblus.ru, biblionet.ru или на cамом известном alib.ru, которое сразу же увидят сотни продавцов.

Антиквар против интернет-букиниста

«В 1999 году я сделал первый сайт для продажи своих книг, но скоро заметил, что в Интернете есть очень много  разобщенных списков книг на продажу, которые можно было бы объединить», – рассказывает создатель alib.ru Александр Осадчий. Если общая стоимость выставленных продавцом книг не превышает 3 тысяч рублей, то список размещается на сайте бесплатно, остальные платят ежемесячные взносы. Сейчас средняя сумма сделки между пользователями составляет 400 рублей, а основной оборот приходится на специальную литературу.

В  каталоге alib.ru, который насчитывает почти 300 000 книг, есть множество старинных изданий, однако интернет-торговля не в состоянии отменить букинистические магазины, считают антиквары. «80% клиентов идут в первую очередь к антиквару», – утверждает Александр Соболев. «Мы продаем не книгу, а некоторое количество фактов и сведений о ней», – говорит Лев Шпринц. Личные отношения покупателя с антикваром – это и гарантия честной торговли, и возможность заказывать редкие книги. В конечном счете эти отношения и отличают букинистический магазин от обычного книжного.