Вид транспорта


Слушать винил можно и на вертушках, которые еще недавно выпускали все японские производители электроники. Но чтобы получить удовольствие, требуются высококлассные акустика и усилитель. Это стоит очень недешево, поэтому дополнять систему дешевой вертушкой не имеет смысла.

Собственно проигрыватель виниловых дисков (люди в «теме» называют его транспортом) представляет собой очень простое устройство, состоящее из привода диска, тонарма и звукоснимателя. Привод должен стабильно и без колебаний вращать диск, тонарм – точно и с нужным усилием позиционировать над дорожкой звукосниматель, который призван преобразовывать механические колебания иглы в электрические сигналы. Каждый из этих элементов можно улучшать до бесконечности. Чем, собственно, и заняты конструкторы.

Начнем с диска. Диск-маховик служит основанием для пластинки. Чем он массивнее, тем более стабильна частота вращения и уменьшаются вредные биения. Раньше диски изготавливали из металлических сплавов на основе алюминия, теперь это акрил и лексан, которые имеют собственную резонансную частоту в более безвредном диапазоне.

Продавцы слагают легенды о подшипниках, которыми диск-маховик крепится к основанию. Производство прецизионных подшипников невозможно в кустарных условиях. Просто в вертушках применяются действительно очень точные промышленные подшипники, разработанные для авиационного двигателестроения.

Диск нужно вращать, как правило, резиновым пассиком. Эластичный пассик является идеальным

демпфером и позволяет максимально развязать диск маховика с источником вибраций – электродвигателем. Кстати, очень похожая схема применяется в стиральных машинах, правда, там ремень служит для обратной цели – демпфирует вибрации барабана, защищая электродвигатель. Для полной развязки сам электродвигатель иногда выносят даже за пределы основания, как, например, в вертушках TransRotor. Или ставят несколько маломощных электродвигателей, каждый снабжая своим собственным пассиком, «размазывая» вредные колебания. И все это ради одной цели – заставить пластинку вращаться с точной скоростью 33 ? оборота в минуту. Не больше и не меньше.

Опустим описание тонарма (лучшим из которых является тонкая углепластиковая трубка) и звукоснимателя, а остановимся на кантеливре – крохотном рычаге, на котором и закреплена игла. Само собой, он также должен быть легким, жестким и не иметь собственных резонансов. Тут уже углепластиком не отделаться – кантеливр делают из бора, алмаза, сапфира, керамики или титана. Причем умудряются сделать полым, заполнив изнутри демпфирующим материалом. А для того чтобы кантеливр «зазвучал», его требуется обкатывать 100–150 часов!

В идеале игла звукоснимателя должна повторять форму иглы резака, которой и нарезались дорожки на матрице, то есть иметь треугольное сечение. Но тогда она ничем не будет отличаться от резака и мгновенно испортит пластинку.

Самая износостойкая и дешевая форма иглы – сферическая. Эллиптическая обеспечивает в два раза меньшее искажение сигнала и более широкий спектр воспроизводимых частот. Существуют разные патентованные вариации эллиптической заточки, имеющие своих поклонников. Как настоящий самурай должен

постоянно проверять остроту клинка, так и ценитель винила обязан каждые 300 часов прослушивания проверять свою иглу под микроскопом. Малейшие следы износа – и она отправляется на свалку, иначе можно испортить коллекцию грампластинок.

Это я только начал разговор о виниле. Тема же неисчерпаема, и владелец хорошей вертушки может рассказать вам гораздо больше, чем хозяин, например, Ferrari. Хотя Ferrari в Москве, пожалуй, больше, чем классных вертушек.