ДОХОДНОЕ МЕСТО: Пушистая индустрия


В проекте второго кладбища, которое планируется открыть в районе Косино-Ухтомское, земля тоже арендована. Доля города в нем составляет 40%, а доля, принадлежащая компании, – 60%. Открытие второго мемориального комплекса планируется в конце 2007 г. Согласно постановлению правительства Москвы, только захоронения на территории этих кладбищ будут законными.

В Москве, как во всем цивилизованном мире, есть и гостиницы, и салоны красоты, и бутики с одеждой, и рестораны, и кладбища для домашних животных. Примерно лет 10–13 назад кто-то из бизнесменов просто взял на вооружение фразу Антуана де Сент-Экзюпери “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Оказалось, это помогает делать бизнес.

Нет невозможного

Интернет переполнен волнующей информацией. Во Франции состоятельные владельцы животных могут порадовать питомцев эксклюзивными товарами от Louis Vuitton (поводки и ошейники) за 1300 евро или приобрести для болонки матрасик из кожи за 900 евро.

Богатые американцы одевают четвероногих друзей в бутиках Gucci, Coach и Louis Vuitton. Вниманию собаководов предлагается пальто от Burberry за $400, ошейник от Kate Spate за $45 или атласный поводок Juicy Couture за $225.

Более 62% американских семей содержат кошек или собак. По данным американской Ассоциации производителей товаров для домашних животных (American Pet Products Manufacturers Association), в 2002 г. владельцы кошек и собак потратили более $30 млрд на содержание любимцев. Опрос, проведенный Американской ассоциацией ветеринарных лечебниц (American Veterinary Medical Association), показал, что 73% американцев, владеющих собаками, и 65% владельцев кошек считают своих питомцев членами семьи. 55% называют себя “папами” и “мамами”, говоря о своих питомцах.

Почти половина кошко- и собаковладельцев за последний год отпрашивались с работы как минимум на два дня, чтобы побыть с заболевшим четвероногим другом. 4% водили кошек или собак на прием к психологу, 1% – на сеансы акупунктуры, 4% – к специалисту в области мануальной терапии. 10% хозяев хоронят любимца на особом кладбище, а 19% регулярно посещают могилу. Примерно 18% собственников домашних животных включают их в завещание в качестве получателей доли наследства.

36% хозяев собак разрешают животным спать вместе с ними в одной постели. 32% оставляют включенными телевизор или радио, когда уходят из дома, чтобы собакам и кошкам не было скучно. 33% разговаривают с домашними любимцами по телефону. 17% постоянно носят фотографию кошки или собаки в бумажнике.

Собаки и кошки также вовлечены в семейные торжества. 86% их владельцев предусматривают, что животные будут принимать участие в отмечании главных праздников, таких как Рождество. 64% владельцев собак и кошек дарят подопечным подарки на Рождество, а 25% отмечают подарками день рождения домашнего любимца. А 73% глав семей, отправляя поздравительные открытки, подписывают их не только за себя и членов семьи, но и за четвероногого друга.

Российские любители домашних животных не отстают от американцев и европейцев. На российском рынке представлены многочисленные торговые марки одежды для пушистых и не очень питомцев, российские дизайнеры создают предметы роскоши, специальные производства занимаются изготовлением аксессуаров. Также вполне развита индустрия по производству лекарственных препаратов. А на выставке предметов роскоши “Экстраваганца”, проводимой в Москве уже не первый год, традиционно в программу входит показ элитной одежды для собачек и кошечек.

Цена красоты

Салоны красоты и парикмахерские для домашних питомцев уже не редкость в Москве. В таком заведении животное постригут и расчешут, помоют, сделают маникюр, педикюр. Даже окрашивание не проблема в большом городе.

По словам Дениса Васильева, исполнительного директора сети салонов для собак “Милорд”, в настоящее время бизнес переживает стабильный подъем. Васильев считает, что это связано не только с ростом доходов граждан, но и с тем, что улучшается культура обращения с домашними животными. А переломным, по его словам, стал 2005 год. “До этого времени, – говорит Васильев, – бизнес был окупаемым”. В настоящее время бизнес в сфере услуг для домашних животных приносит стабильный доход.

Компания “Милорд” арендует для салонов два помещения, но сейчас решает вопрос о приобретении третьего в собственность. Васильев рассказал, что аренда здания обходится в $600 за 1 кв. м в год и это составляет около 50% от прибыли. Первый салон открылся в 2001 г., тогда такой вид бизнеса был новым, а покупка здания в собственность – делом достаточно рискованным.

В салоне предлагается комплекс услуг – от обычного мытья до SPA-процедур. Но чаще всего просят “помыть-расчесать” собаку, такая услуга стоит 1200 руб. У мастера на это уходит около 40 минут. В любом случае клиенту обещают строго индивидуальный подход к его любимцу. Салоны “Милорд” были одними из первых, кто рискнул предложить потребителям обслуживание категории VIP.

Зоосалон-парикмахерская “Черная собака” арендует помещение. По словам владелицы салона Ольги Мазур, собственность – это слишком дорого, кроме того, слишком много нормативных требований предъявляется к помещениям такого характера. Мазур говорит, что ее салон был первым, открывшимся в Москве. Он существует с 1993 г. Сама она начинала со стрижек собак на дому, но, как только появилась возможность, открыла парикмахерскую.

И она говорит о подъеме “бизнеса на животных”. Мазур считает, что о большой конкуренции речь не идет, специализированных заведений в Москве еще мало и есть возможность формировать нишу услуг. Наибольшим спросом в “Черной собаке” пользуется стрижка, но бывают и другие заказы. Например, к празднику, особенно для собак маленьких пород, можно сделать “перышки” специальными безвредными для животных красителями или покрасить коготочки лаком, сделать праздничные прически.

По оценке Ольги Мазур, аренда съедает примерно 50% от оборота, много уходит и на рекламу. Рентабельность бизнеса она оценивает примерно в 20%. Цены на услуги разные. Постричь собаку некрупной породы, например пуделя, стоит около 1000 руб., русского черного терьера – от 1800 руб., но в любом случае все будет зависеть от ухоженности собаки. 50% от стоимости стрижки получает мастер.

Консультанты, профессионально занимающиеся недвижимостью, подтверждают слова владельцев салонов: аренда или покупка помещения в Москве стоит дорого.

PR-директор Vesco Realty Иван Лясников уточняет, что все зависит от расположения помещения и того, кто обращается к специалистам. Если планируется открыть сеть салонов, то в основном речь идет о приобретении помещений в частную собственность. Если же это единичный игрок, то, как правило, рассматривается вопрос аренды. Это связано с высокими расценками на пригодные помещения.

К примеру, покупка помещения в центре, на Тверской, Кутузовском или Ленинском проспектах обойдется в $4000–5000 за 1 кв. м. Соответственно, при площади магазина 100–120 кв. м он будет стоить не менее $0,5 млн. Арендные ставки, добавляет Лясников, также будут зависеть от того, где расположен магазин или салон. В центре цена будет примерно $1500–2000 за 1 кв. м в год, а в спальных районах – $700–800 за 1 кв. м в год.

Юлия Никуличева, замдиректора отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle, говорит, что с просьбой о приобретении помещения в собственность практически не обращаются. “В настоящее время аренда площадей более востребована, чем выкуп, это менее рискованно для бизнеса, – добавляет она. – Даже ритейлеры предпочитают арендовать, а не выкупать, ведь их основной бизнес – торговля, а не инвестиции в недвижимость, да и вынимать большую сумму из бизнеса очень рискованно”. Стоимость 1 кв. м, по оценке Jones Lang LaSalle, на Кутузовском проспекте может доходить до $8000, арендные ставки – до $1500 за 1 кв. м в год. Тогда так за Третьим транспортным кольцом, в любом спальном районе, аренда снизится до $800 за тот же метр.

Еще один сегмент этого рынка занимают магазины для домашних животных – не только стандартные зоомагазины, но и магазины предметов роскоши. Кира Кедрова, владелица салонов “Грейси салон для собак и их хозяев” и “Мода и стиль для собак”, говорит, что помещения она арендует. Стоимость площадей такого уровня, если речь идет о покупке, по ее словам, будет начинаться от $0,5 млн. Аренда обходится дешевле. Аренда одного из салонов стоит $1200 за 1 кв. м в год, а другого – $400. Примерно 40% от оборота уходит на оплату помещений.

Бизнес Кедрова начинала 10 лет назад. “Тогда, – рассказывает она, – мы были одними из первых в секторе дорогих товаров, конкуренции почти не было, ниша была пуста”. Можно было формировать рынок, не ориентируясь ни на кого, чего нельзя сказать про время нынешнее, добавляет она. Кедрова считает, что люди быстро привыкли к хорошему, именно это обеспечивает бутикам для животных стабильное развитие. По оценке Киры Кедровой, такой вид бизнеса может принести владельцу до $100 000 в год.

В салонах представлены такие зарубежные дизайнерские марки, как Lady Churchwell’s, Max’s Closet LLC (США), PetLondon, Pucci Petwear. А также вещи от российских дизайнеров Елены Супрун и Игоря Чапурина. Разброс цен впечатляет. Ошейники стоят от 600 до 3500 руб., попона – от 1800 руб., свитер от Супрун – 4500 руб., а свитер из кашемира – уже около 9000 руб. Лежанки от Чапурина – 9000–14 000 руб. Сумки-переноски – от 2700 до 17 000 руб. В ассортименте магазина есть собачьи поводки из крокодиловой кожи, ошейники, инкрустированные камнями Swarovski, ожерелья из искусственного жемчуга.

Хорошим дополнительным доходом и стимулом для привлечения клиентов, по мнению Кедровой, является и парикмахерская для собак на Плющихе, которой она владеет. Она говорит, что это не требует таких вложений, как салоны: “Один раз купил оборудование – и крупные затраты на этом закончились. Ведь расходные материалы (шампуни и проч.) стоят не так дорого”. Кроме того, если человек пришел, к примеру, постричь собаку и готов за это заплатить, то он, пока ее стригут. может что-то ей купить.

В этом секторе есть свои производства, которые и создают то, что потом с таким удовольствием покупается в магазинах. По словам исполнительного директора фабрики ТМ “Тузик” (ТМ – торговая марка) Надежды Чебыкиной, предприятие владеет несколькими цехами по пошиву одежды для домашних животных. По цене марка ориентирована на средний класс. Правда, в прошлом году для международной выставки “Зоосфера” в Санкт-Петербурге на пробу сшили две норковые шубки для собак породы йоркширский терьер.

Производительность предприятия составляет от 400 до 500 изделий в день. Как рассказала Надежда Чебыкина, в Москве они арендуют подвальное помещение ($250 в год за 1 кв. м), а вот в Ростове купили в собственность уже два здания. Одно – площадью 129 кв. м – выкупили в 2005 г., второе приобрели в этом году на аукционе, его площадь – 527 кв. м. В переоборудование вложили 5 млн руб., но это еще не окончательная сумма. Чебыкина говорит, что число заказов постоянно растет, но прогнозировать будущее трудно.

Андрей Чебыкин, генеральный директор предприятия, начинал свой бизнес еще в 1996 г., когда перед полковником в отставке встал вопрос о том, чем заниматься. Изначально производство состояло из трех швейных машинок, вещи шили по просьбам друзей. Сейчас ассортимент производимой продукции довольно широк – от обычных попон до собачьих спортивных костюмов и меховых шубок. Продаются вещи ТМ “Тузик” по всей России: в Сургуте, Новом Уренгое, Самаре, Тюмени, Владивостоке, Казани, Нижнем Новгороде, Туле, Тольятти и других городах. Все изделия оптом закупают зоомагазины и оптовые компании, которые накручивают на цену производителя примерно 25–35%. Разброс цен составляет от 260 до 2000 руб. за единицу товара. Наибольшим спросом пользуются дождевики, демисезонные комбинезоны, а также спортивные костюмы.

“Уровень качества товара приближен к стандартам европейской детской одежды. Модельный ряд предназначен для 70 пород собак, а качественные ткани и фурнитура позволяют в прямом смысле передавать наряды по наследству. В цехах фирмы также производятся наряды для кошек, а также для таких VIP-персон, как карликовые свинки и хорьки. Коллекции обновляются в соответствии с сезоном и модными тенденциями”, – сообщили в компании.

Дают ли кошки на чай?

Если надо уехать в отпуск или в командировку, то уже не обязательно подкидывать домашнего любимца к соседям. Были бы деньги, а гостиницы для кошек, собак и прочих представителей фауны множатся как грибы после дождя. Максим Кивва, директор гостиницы Cat’s Dream Hotel, прогнозирует рост спроса на такие услуги на 50–60% в год.

Гостиница расположена в Подмосковье, рядом с г. Железнодорожный. Cat’s Dream Hotel состоит из трех корпусов, все они находятся в собственности владельца. По словам Киввы, это выгодное вложение. Сейчас он вкладывает дополнительные средства и строит новые корпуса, для того чтобы была возможность разместить всех желающих.

Максим Кивва считает: чтобы заняться этим бизнесом, необходимы начальные инвестиции в размере $150 000–200 000 для строительства гостиницы высокого уровня. Стоимость земли не входит в эту сумму.

Сам он пришел к идее гостиницы для кошек два года назад случайно. “Просто хотел иметь бизнес, который бы располагался в собственном доме и не только окупался бы, но и приносил прибыль”, – говорит Кивва и добавляет, что годовой валовой доход равен примерно $60 000, а операционная рентабельность бизнеса составляет около 40%.

Номера в гостинице делятся на три типа: стандартные, профессиональные и люкс. Отличаются они друг от друга размерами вольеров, интерьером. В люксе в отличие от стандартного номера пол с подогревом. Цена проживания варьируется от 250 руб. в сутки в стандартном номере до 580 руб. в сутки за номер люкс. В гостинице животное получит не только крышу над головой, но и кормление, уборку номера, прогулки. Наибольшим спросом, по словам Киввы, пользуется именно люкс.

Михаил Ильченко, владелец гостиницы “Зоохутор” (здание также находится в собственности), рассказал, что содержание гостиницы, состоящей из трех корпусов, обходится не так дорого, как ее строительство. По его словам, постройка каждого корпуса стоит минимум $10 000, но заранее учесть все расходы невозможно. Рентабельность бизнеса Ильченко назвать затруднился, так как считает его сезонным. Наполняемость гостиницы напрямую увязана с отпусками хозяев животных или новогодними праздниками.

Кинологический центр “Ордынцы” является учредителем одноименной гостиницы для собак, кошек, грызунов, а также ветлечебницы (12 км от МКАД по Калужскому шоссе).

Все номера в гостинице одинаковые. Цена проживания – 690 руб. в сутки. В стоимость входят прогулки с “вожатым” дважды в день по 45 минут каждая, двухразовое кормление и ежедневный ветконтроль. Можно кормить животное по желанию хозяина, а можно – по специальному меню, которое предлагается при заселении. Это оплачивается отдельно. Елена Палаготина, директор гостиницы “Ордынцы”, вспоминает: один клиент хотел, чтобы его собаку кормили бананами. Пришлось покупать бананы: желание клиента – закон.

В кинологическом центре есть и ветеринарная клиника. Там обслуживают не только постояльцев, но и всех желающих получить помощь от обычной терапии до хирургии. Стандартный осмотр стоит от 400 руб., а дальше цена услуг ветврача будет зависеть от сложности заболевания и стоимости препаратов.

Если лапы ломит

Ветеринарные клинки сейчас – такое же распространенное явление, как и обычные, для людей. PR-менеджер Международной ветеринарной клиники Виктория Науменко рассказала, что здание на Рублевке клиника арендует. Покупать было бы слишком дорого, в бизнес-плане такие расходы не были предусмотрены.

Владелец клиники Саймон Голдман не захотел раскрывать размер арендных ставок, но сообщил, что это “основная статья расходов” – на оплату аренды уходит 30% от оборота. Виктория Науменко говорит, что судить о рентабельности пока рано – клиника существует с февраля 2006 г., но можно говорить о как минимум стабильном доходе. Через четыре месяца после открытия клиника вышла на уровень безубыточности, когда ежемесячные расходы покрываются полученной выручкой.

Наибольшим спросом в клинике пользуются чистка зубов, снятие зубного налета. Проходит прием животных с самыми различными обращениями: отравление, вакцинация, кастрация, переломы, операции на внутренних органах, проведение лабораторных исследований и др. Много проходит операций по составлению переломанных костей, удалению опухолей.

Во время операции животное лежит на подогреваемом покрытии и подключено к специальному монитору, который фиксирует одновременно несколько показателей: ЭКГ, давление, пульс, насыщение крови кислородом и температуру. Рентгенаппарат имеет сверхвысокую чувствительность. Ультразвук помогает поставить диагноз. Столик для осмотра поднимается и опускается автоматически, чтобы владельцу не пришлось поднимать тяжелое животное и усиливать его стресс. Есть даже биохимический анализатор крови, который наряду с остальными приборами помогает быстро и качественно поставить диагноз и проверить результаты.

В последний путь

Увы, животные не только болеют, но и умирают. В Интернете можно найти массу агентств ритуальных услуг, предлагающих взять на себя процедуру похорон усопших домашних питомцев. Правда, в городе пока есть лишь одно официально разрешенное кладбище для домашних животных, да и то должно заработать только в День города.

Как удалось узнать “Ведомостям”, проект мемориального комплекса в Куркине был создан на частные инвестиции. Город предоставил землю, а инвестор был частным.

По словам Ларисы Коржневой, заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы, первый проект мемориального комплекса для захоронения домашних животных, находящийся в Куркине, будет открыт в ближайшее время. Она рассказала, что доля города во втором проекте, расположенном в районе Косино-Ухтомское, равна 40%, а оставшиеся 60% принадлежат инвестору. По итогам инвестиционного конкурса, проведенного префектурой Северо-Западного округа Москвы, право аренды на землю получила компания “Раров и К”, в состав которой входит ЗАО “Экологически чистая природа”.

Коржнева говорит, что желающих участвовать в инвестиционном конкурсе практически не было. По ее мнению, это связано с тем, что проект частично социальный: “Частный бизнес ориентирован на быструю окупаемость, никому не нравятся длинные деньги. По условиям правительства Москвы на этом кладбище смогут захоронить животных и социально не защищенные слои населения. Расценки на услуги кладбища будет устанавливать инвестор, но он обязан соблюдать все условия, предъявленные при определении его победителем”, – говорит Коржнева. Она добавляет, что на заводе “Эколог” есть уникальное оборудование, позволяющее проводить процесс индивидуальной кремации. “В настоящее время это единственная установка в городе, позволяющая производить индивидуальную кремацию животных”, – подчеркивает Коржнева.

Николай Раров, генеральный директор “Раров и К” и ЗАО “Экологически чистая природа”, сообщил, что земля под первый проект арендуется уже в течение трех лет. Арендные ставки стандартны, их устанавливает город согласно законодательству. По его словам, проект начнет работать ко Дню города. Площадь кладбища составляет 2 га. Он рассчитан на 18 000 захоронений урн в стенах и 7000 мест в наземном колумбарии. Раров рассказал, что на территории данного кладбища будет и аллея памяти, предназначенная для тех, кто не может по социальным причинам оплатить захоронение. На ней можно будет бесплатно развеять прах умершего питомца.

Цена индивидуальной кремации и захоронения урны с прахом в стену – от 6500 руб., в землю – 15 000 руб. В стоимость входят “выезд, забор трупа животного”, индивидуальная кремация, само захоронение и аренда участка на год.

При желании продлить аренду на год за место в колумбарной стене придется заплатить 2500 руб., а за место в земле – 3000 руб. Окончательная стоимость захоронения будет зависеть от размера участка и его расположения по отношению ко входу на кладбище.