ИНТЕРВЬЮ: Виктория Чу Пао, президент агентства Platts


Виктории Чу Пао нравится, когда ее называют “та самая женщина, которая устанавливает мировые цены на нефть”. Пао возглавляет американское агентство Platts, которое ежедневно публикует котировки цен на нефть, используемые при заключении контрактов нефтяными компаниями. По оценкам Platts, общий размер этих контрактов ежедневно превышает $10 млрд. Хотя цену формирует рынок, а роль Platts сводится только к информированию о том, что происходит на рынке, тем не менее от качества этой информации зависит размер прибыли мировых нефтяных компаний, в том числе российских. В интервью “Ведомостям” Виктория Чу Пао рассказала о том, как Platts внедряет принципы прозрачности на российском рынке нефти.

– У вас, похоже, китайские корни?

– Да, мои родители приехали в США из Тайваня. Я родилась в Хьюстоне, штат Техас, а выросла в Нью-Йорке.

– Они были, видимо, богаты, если смогли оплатить ваше обучение в Гарварде?

– Нет (смеется). Конечно, Гарвардский университет – престижное место для обучения, но он существует не для богатых. Надо просто хорошо сдавать экзамены. Я получила экономическое образование, и оно мне очень помогает сейчас в работе.

– После того как вы окончили Гарвард, как складывалась ваша карьера?

– Я работала в отделе мерчандайзинга в R.H. Macy’s. Это одна из крупнейших сетей универмагов в США.

– А зачем вам понадобился диплом MBA?

– Одна из причин в том, что я хотела когда-нибудь начать собственный бизнес.

– Какой, например?

– Любой. Торговля, коммерция. В бизнес-школе я хотела получить дополнительные знания о других отраслях экономики помимо ритейла.

– Но после бизнес-школы вы оказались в McGraw Hill?

– Да. Каждый год McGraw Hill выбирает 3–5 студентов из лучших бизнес-школ США и мира для программы “ассоциированного развития”. У нас была возможность узнать, как работает McGraw Hill и ее подразделения – Standard & Poor’s, Platts, McGraw Hill Education, BusinessWeek, McGraw Hill Construction. Мне очень понравилась эта отрасль – информация и масс-медиа. Мы живем в век информации. То, как люди используют информацию, как они получают к ней доступ, играет решающую роль в современной экономике.

– Что случилось с другими участниками программы, они тоже работают в компании?

– Нет. Мне кажется, они даже не доработали до конца программы. Она длилась 18 месяцев.

– А вы остались и почему-то занялись авиацией.

– В то время [1999 г.] все компании США переживали интернет-бум. И McGraw Hill, компания со столетней историей, разрабатывала стратегию интернет-бизнеса. Идея заключалась в том, чтобы предоставлять нашим клиентам привычный им сервис в режиме онлайн. И первым интернет-проектом McGraw Hill стал aviationnow.com, где были представлены все материалы журнала AviationWeek в электронном виде.

– То есть вы сделали первый интернет-проект McGraw Hill?

– Да. Это был первый онлайн-проект в информационном сегменте. И я помогала команде AviationWeek запустить этот портал. После успеха проекта я перешла в Construction Information Group (CIG), чтобы также помочь им представить все печатные материалы в Интернете.

– В пресс-релизе по поводу вашего назначения в Platts говорится, что вы сделали один из самых успешных проектов компании за десятилетие – McGraw Hill Construction Network. А вы стали ее акционером?

– Да. В McGraw Hill есть программа опционов для менеджеров. Многие в ней участвуют.

– Вы делаете успешную карьеру, но вряд ли вам удастся стать руководителем McGraw Hill, потому что это семейный бизнес. Вас это не смущает?

– Я очень довольна тем, как развивается моя карьера. Честно говоря, у меня нет времени думать о том, какой будет следующая должность.

– Котировки Platts играют очень важную роль на нефтяном рынке, а ваш опыт был далек от этой отрасли. В чем причина вашего назначения руководителем агентства?

– Platts – это часть McGraw Hill, все подразделения которой имеют общие ценности и характеристики. Главное, что мы делаем в Platts, – создаем прозрачность на рынках. Мы известны свой независимостью, мы нейтральны – не играем на рынке, и мы знамениты своими котировками основных сортов нефти. У McGraw Hill Construction такая же репутация на строительном рынке США. Возможно, в России вы не очень много слышали об этом проекте, но он предоставляет инженерам, архитекторам и строителям информацию и данные, на основании которых они принимают решения, заключают сделки. Поэтому по сути деятельность этих агентств похожа – обеспечение участников рынка необходимой информацией.

– Но американский строительный рынок все же не мировой рынок нефти. Насколько трудно оказалось освоиться с новой ролью?

– Это было не очень трудно, благодаря отличной команде Platts. А принципы лидерства в целом везде одинаковые.

– Но у Platts огромное количество котировок самых разных товаров. Неужели не сложно было разбираться в спецификациях разных сортов нефти, нефтепродуктов, нефтехимической продукции?

– Руководители компаний не должны знать мельчайшие детали бизнеса. Все дело в команде. Главное условие успеха Platts – это люди, эксперты, которые прекрасно знают рынки. Понимание клиентов и понимание рынков – это ключевые принципы во всех подразделениях McGraw Hill. Экономическое образование очень помогает мне в этой работе, где на примере глобальных рынков видно, как на практике работают законы экономики.

– Какие вы поставили перед собой цели в компании?

– Уже около 100 лет Platts предоставляет информацию о рынках нефти и нефтепродуктов, а с тех пор мы занялись еще и рынками газа, электроэнергии, ядерной энергии, угля, фрахта, металлов, углекислого газа и так далее. У нас большие планы роста. Частью этого плана является расширение бизнеса по всему миру, в том числе и в России. Рынок становится все более глобальным, к нему присоединяются развивающиеся рынки России, Китая, Восточной Европы, Африки. И мы хотим быть на этих новых рынках, обеспечивать компании информацией, причем не только о международных рынках, но и о внутренних. Например, в России мы заключили соглашение с биржей РТС, что позволило начать торговлю фьючерсами на Urals. В июне мы начали котировать Urals на внутреннем рынке.

– Но в России очень сложно найти внутренний рынок нефти. Как вам это удалось?

– Есть несколько крупных продавцов, например “Сургутнефтегаз”, ТНК-ВР. Они сообщают нам о цене, по которой продают нефть. И мы можем проверить эту цену на заводах Уфы, которые ее покупают.

– Но можно ли назвать рынком место, где только один продавец – “Сургутнефтегаз” – один раз в месяц определяет цену продажи своей нефти?

– Мы обсуждали с участниками рынка нашу методологию, и она им понравилась. Да, существует практика установления цены раз в месяц, примерно 20-го числа, но мы будем выставлять котировки ежедневно, отслеживая возможные колебания рынка.

– С какими препятствиями вы столкнулись, запуская этот проект?

– Мы над ним работали около двух или даже трех лет. России необходимы котировки внутреннего рынка нефти для того, чтобы он стал более прозрачным для всех участников и для улучшения системы налогообложения. В конце концов, в России производится более 9,5 млн баррелей нефти в сутки – и лишь примерно половина этого объема экспортируется. Остальное потребляется внутри страны. Значительная часть нефти поставляется нефтяными компаниями на собственные заводы, но часть продается. Наша задача заключалась в том, чтобы найти место, где происходит торговля, где есть нефтеперерабатывающие заводы, которые не входят в состав вертикально-интегрированных компаний. И мы его нашли в Уфе.

– Уфимские заводы могут быть куплены крупной нефтегазовой компанией. Слухи об этом ходят уже давно. Что вы будете делать тогда?

– Рыночная обстановка всегда имеет тенденцию к изменению. Посмотрим, что будет происходить. Для нас было неожиданно и приятно то, что многие участники рынка, в первую очередь поставщики нефти, с первого дня выразили готовность сотрудничать с Platts.

– Вам не кажется странным, что американское агентство занимается котировками нефти на российском внутреннем рынке и помогает создавать на нем прозрачность?

– Мы совсем не первые, кто стал поставлять эту информацию. Есть и российские агентства, которые этим занимаются. Но Platts является мировым лидером по рыночной информации и имеет столетний опыт. В этом мы – первые.

– Почему в качестве базового актива фьючерсов Urals на РТС была выбрана котировка “Urals CIF Роттердам”, а не какая-нибудь другая?

– Есть несколько факторов, почему рынок выбирает ту или иную котировку. Во-первых, она должна быть обеспечена достаточным объемом нефти. Во-вторых, должна иметь историю. И, в-третьих, должен быть вызывающий доверие издатель этой котировки. “Urals CIF Роттердам” уже стал маркерным сортом нефти, котировки которого используют многие компании на протяжении уже многих лет.

– Российская нефть поступает в Северное море из балтийских портов, а туда попадает по контролируемым государством нефтепроводам “Транснефти”. Это ограничение мешает Urals стать одним из мировых маркерных сортов нефти, как Brent, например?

– С того момента, как нефть покинула порт, она оказывается на свободном рынке, где действует множество разнообразных игроков.

– Но, значит, этот фактор препятствует развитию рынка Urals FOВ в черноморских и балтийских портах?

– На рынке FOB есть много других сложностей, в первую очередь это условия финансирования сделок.

– Platts активно меняет технологию своей работы – вместо привычных для рынка журналистов, с которыми трейдеры делились секретами, появилась электронная система. Почему не всем участникам рынка это новшество понравилось?

– Это не такое уж и новшество. В Азии мы ввели эту систему еще в 1990-х гг., потом в Европе, в этом году в США. Конечно, людям тяжело расставаться с привычками. Но они очень быстро чувствуют положительную разницу – рынок становится более прозрачным, а данные – более точными.

– А разве машину не проще обмануть, чем человека?

– От того, насколько точны наши котировки, зависят прибыли многих компаний, поэтому рынок заинтересован в их точности и максимальной прозрачности. В прошлом все держалось на доверии к человеку, который по итогам разговоров с трейдерами выставлял котировку. В новой системе у участников рынка есть возможность увидеть, как формируется цена.

– Какие перспективы у цен на нефть?

– Это вопрос на миллион долларов. Точно можно предсказать лишь одно: рынок будет очень волатильным.