ВЕКТОР


Непростой выбор

Госкомпании всегда много получали от своего основного акционера – налоговые льготы, тарифные скидки, поддержку за рубежом. Но немало случаев, когда чиновники требовали платы за свою доброту. Последний тому пример – “Аэрофлот”. Национальный перевозчик получил от государства немало таможенных льгот и эксклюзивных лицензий на международные полеты. Но зато больше года не может заключить крупнейший в своей истории контракт – на поставку 22 дальнемагистральных Boeing 787. Прошлым летом “Аэрофлот” объявил тендер между B-787 и

A-350. К зиме выбрал Boeing (ведь он появится на четыре года раньше), оплатил места в графике поставок и вынес свой выбор на суд чиновников. А те сделку затормозили – Россия захотела стать совладелицей Airbus. Летом Внешторгбанк скупил на рынке 5% материнской компании Airbus – корпорации EADS. Скупку не хотели афишировать, чтобы в конце сентября на встрече с главами Германии и Франции президент Владимир Путин мог “политически подготовить” европейцев, вспоминает один из кремлевских чиновников. Но уже в августе сделка ВТБ стала достоянием гласности. EADS предупредила Россию, что попасть в совет директоров корпорации ей будет сложно. И чиновники опять призадумались над контрактом “Аэрофлота”. В пятницу совет директоров компании должен был в очередной раз решить, с кем “Аэрофлот” подпишет контракт. Но так ничего и не решил – не было директивы госпредставителям. Скорее всего, выбор поставщика откладывается до конца сентября, когда пройдет встреча Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Жаком Шираком. Ведь контракт стоимостью около $3 млрд может стать для европейцев весомым аргументом допустить россиян к управлению EADS. “Аэрофлот” мог бы стать одним из крупнейших заказчиков Airbus. А положение компании сейчас не позволяет ей разбрасываться клиентами. Но чиновники все же оставили “Аэрофлоту” запасной путь на случай, если сделка с Airbus не состоится. Совет директоров поручил менеджменту авиакомпании продлить на несколько недель оферту Boeing, полученную еще зимой.

Страховка для аккуратных

Страховать заведомо невиновных в ДТП водителей становится все более популярно. Сначала Городская страховая компания предложила услугу “Аккуратный водитель”. Обладатель отечественной машины за полис с покрытием до $4000 заплатит от $65 до $180, а владелец иномарки – от $105 до $270. Действует “Аккуратный водитель” лишь до первой аварии. Опытом коллег решили воспользоваться в “Альфастраховании”. Компания намерена по всей стране продавать полис каско всего за 500 руб. с покрытием в

120 000 руб. Выплаты по страховке можно получить, только если ее владелец не виновен в аварии, а у нарушителя есть полис ОСАГО. Риск угона новая страховка также не покрывает. По сути, продается услуга по выколачиванию денег из страховой компании виновника, называет новый продукт один из страховщиков. Но и она может оказаться востребованной. Например, гендиректору “Ренессанс Страхования” Николаю Клековкину затея понравилась: “Это интересный механизм. Если бы я был клиентом “Альфы” по ОСАГО, то за 500 руб. купил бы и такую страховку”. В “Альфе” же, судя по всему, от новой услуги ожидают большего. Ведь только на ее рекламу планируется потратить миллионы долларов, сделав лицом кампании Игоря Верника. А значит, дешевая страховка может стать лишь приманкой для рачительных клиентов.