ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Призывая проголосовать за независимость от Молдавии и курс на вхождение в состав России, власти Приднестровья использовали оригинальные методы агитации. Устроители референдума открывали пункты по приему заявлений на российское гражданство и разбрасывали по почтовым ящикам листовки в виде муляжа российского паспорта. Особо въедливым журналистам разъясняли: настоящие паспорта раздавать, конечно, никто не собирается. Документы оформляют в посольстве, в порядке общей очереди, и ждать надо не один год. А вручить могут именно что муляжи, и это такая игра: полюбовался на красную корочку – проголосуй за вхождение в Россию.

Игра символичная. Ведь и итогом плебисцита станет обретение не суверенитета, а как бы его муляжа. В сухом остатке – бумажный акт о признании референдума состоявшимся. В день подведения итогов похожего референдума в Черногории весь мир узнал, что на карте Европы появилось новое государство. В день объявления о триумфе приднестровских властей раздался очередной призыв Сергея Лаврова ко всем заинтересованным сторонам вновь сесть за стол переговоров.

Лаврова трудно обвинить в неискренности, он еще в пятницу признался: это лишь способ привлечь внимание к неурегулированности. Не более того. Но с другой стороны, Москва с необычной серьезностью отнеслась к шестому по счету приднестровскому плебисциту. Владимир Путин многозначительно провел аналогию между республиками бывшей “большой Югославии” и непризнанными республиками на пространстве бывшего СССР, заметив, что только дуракам она не видна. Солидная группа депутатов Госдумы во главе с вице-спикером Сергеем Бабуриным наблюдала за ходом всенародного голосования, 400 активистов движения “Наши” проводили дни и ночи на участках. На всех центральных российских телеканалах этот референдум был темой недели. И вот 97% принявших в голосовании жителей соседней республики постановили “свободно присоединиться к РФ”. А в Москве – тишина. Выясняется, что Кремль не собирался предпринимать ничего нового и экстраординарного в связи с объявленной волей братского народа. “Все базовые предложения остаются на столе переговоров, и вернуться к ним сегодня есть все возможности”, – буднично резюмирует Лавров.

Согласитесь, лукавая позиция. Это все равно как если бы дама делала кавалеру прозрачные намеки, что уже не прочь соединить судьбы. И вот долгожданное предложение руки и сердца прозвучало. А дама смотрит на ухажера как на незнакомца, причем не вполне адекватного, и холодным голосом штатного психолога отвечает: “Хотите об этом поговорить?”

Возможно, дама засомневалась в своей привлекательности, а другого способа самоутвердиться не нашла.