“Легкость бытия” на курорте “Пирогово”


Владимир Дубосарский и Александр Виноградов наши самые успешные художники. Много выставляются здесь и на разных зарубежных биеннале, продаются (цены на их картины доросли до шестизначной долларовой цифры), обласканы критиками, потому что делают “правильное современное искусство”, да еще и по русскому рецепту: понятная народу псевдосоцреалистическая живопись большого размера, весело играющая со стереотипами массового сознания, популярными медийными образами и культурными мифами.

Новая выставка Дубосарского и Виноградова “Легкость бытия” открыта по всем правилам успешного проекта: она огромна, находится в неожиданном и не всем доступном месте за городом (но на выставку до 30 сентября пускают всех желающих), правильно пропиарена.

Конечно, кому-то слова пресс-релиза (“подлинно народные художники”, “большое шоу”, “фантастический аттракцион с непредсказуемыми последствиями”, “будет написана картина совместно с людьми, творящими шедевры в бизнесе”) кажутся наглыми до комизма, но они массово растиражированы в печатных и интернетных анонсах. И не только, где афишируют новые выставки, но и в спортивных новостях, и в путеводителях по местам светского времяпровождения – выставка ловко приурочена к чемпионату по парусному спорту.

“Легкость бытия” сделана отменно. В огромном эллинге из 40 000 крашеных дощатых поддонов, на которые в магазинах и на складах ставят ящики, архитектором Юрием Аввакумовым сооружено семь павильонов, в каждом из которых выставлено по 7–8 многометровых картин Дубосарского и Виноградова. Перед входом висят тексты, написанные избранными критиками. В них в худшем случае объяснено, что эти картины обозначают (все те же слова: “стереотипы массового сознания” и “популярные медийные образы”), в лучшем случае получилась смешная пародия на “Девушку и смерть” Горького.

В центральном павильоне “Здесь и сейчас” висит одноименное живописное полотно, подписанное кроме художников А. Карачинским, А. Кузнецовым, П. Авеном, А. Ежковым, Л. Макароном. Рядом прикреплены свежие фотографии, запечатлевшие бригаду творцов “шедевров в бизнесе” за работой над картиной с изображением группы счастливых людей. В общем, и без новой живописи Виноградова и Дубосарского проект можно считать успешным. Однако показаны и новые картины, и с ними, надо сказать, уже не так весело, как с прежними произведениями звездного дуэта.

Дубосарский и Виноградов нацелились на успех еще в начале 90-х. Некоторое время он к ним не шел, и серии многометровых живописных полотен о народных героях наших дне востребованы не были. Но через несколько лет большие небрежно крашенные полотна с наглым и смешным содержанием (голые классики русской литературы в райских лугах, группа “Битлз” и Энди Уорхол в московских пейзажах, Шварценеггер в полях среди детей, эротические игры колхозников на празднике урожая) вдруг начали всех долго радовать.

Теперь большие и веселые картинища, под которые отведены павильоны “Космос”, “Спорт и танцы”, “Девушки и оружие”, как-то не веселят. Были уже, были и роковые рекламные девицы (правда, без пистолетов за спущенным чулком), и космонавты вместе с гуманоидами и жирафами, и три тенора с Монтсеррат Кабалье на пригорке. Ну если не все они были, то прием помещать в выдуманный рай всех, кто народ радует, очевидно приелся. Видимо, и его авторам. Потому что в павильонах “Веласкес и фауна” и “Человек и дегенеративное искусство” лихо накрашенные полотна вступают в многократно проговоренный в прошлом веке диалог уже с закончившейся историей живописи, а не с телевизором и глянцевыми журналами. А в павильоне “На дне и метафизика предмета” висит и вовсе упадническая сатира: под холодной серой водой среди золотых рыбок плавают какие-то доски – жалкие останки курортной Атлантиды.

В общем, были Виноградов с Дубосарским художниками образцово задорными , а стали склоняться к унынию. Легкости собственного художнического бытия, похоже, не вынесли. А, может быть, медийные штампы и массовые стереотипы потеряли прежнюю силу.