Любые корочки сгодятся


“Мне глубоко безразлично, какие вузы заканчивают мои сотрудники, и этот фактор никогда не влиял на мое решение вложить деньги”, – говорит Уоррен Баффетт, гендиректор Berkshire Hathaway, выпускник Университета Небраска-Линкольн. Баффетт вспоминает, что он вообще не хотел поступать в колледж. Но был вынужден посещать занятия в колледже при бизнес-школе Wharton Университета Пенсильвании по настоянию отца. В колледже он сумел продержаться всего два года (из положенных четырех). А затем вернулся в родной город Омаху и за год получил диплом местного университета.

По требованию отца он подал документы в Гарвардскую школу бизнеса. Впрочем, Баффетта не приняли из-за слишком юного возраста. Но к тому времени он уже увлекся работами Дэвида Додда и Бенджамина Грэхема. Под их влиянием сформировалась философия Баффетта как инвестора. Он узнал, что они преподают в Колумбийском университете, и попросил у них разрешения посещать их лекции. В 1951 г. он получил диплом магистра экономики Колумбийского университета. “Но мне не нужен был диплом, – говорит Баффетт. – Я просто хотел учиться у Грэхема и Додда”.

Гендиректор консалтинговой компании Accenture Билл Грин вообще не планировал получать высшее образование. Сын сантехника, Грин после окончания средней школы устроился работать в строительную компанию. Однажды он приехал к друзьям в колледж двухлетнего обучения Dean (нечто вроде российского профтехучилища, которое дает аналог отечественного среднего специального образования), и ему там понравилась атмосфера. Поэтому Грин решил продолжить обучение. Тем более что ему начали помогать преподаватели колледжа, “которые посвятили себя работе со студентами, а не своим карьерам, исследованиям и книгам, как это часто происходит в полноценных высших учебных заведениях”. “Они всегда приходили на помощь студентам, нуждающимся в поддержке или совете”, – говорит Грин.

“Выпускники престижных колледжей могут так и не реализовать свой потенциал, – говорит Грин. – Студенты же, которым повезло с профессорами, часто превосходят любые ожидания”. Он до сих пор поддерживает связь со своими преподавателями и входит в попечительский совет колледжа, каждый раз приходя в неистовство, когда видит родителей, которые не хотят отдавать детей в непрестижное учебное заведение с двухлетним циклом образования.

Ненужный плющ

Лишь 10% гендиректоров 500 крупнейших американских компаний получили дипломы престижных американских колледжей, входящих в так называемую Лигу плюща, ассоциацию восьми старейших американских вузов – Браунского, Гарвардского, Йельского, Колумбийского, Корнелльского, Пенсильванского, Принстонского университетов и Дартмутского колледжа.

Среди университетов лиги в списке лидирует Гарвард – он стал alma mater для девяти гендиректоров крупнейших корпораций. А захолустный по национальным меркам Университет Висконсина – для 10.

Одна из причин, по которой выпускники престижных колледжей не достигают самых вершин в бизнесе, состоит в том, что многие выбирают работу в крупных инвестиционных и юридических компаниях и не готовы потратить часть своей карьеры, работая на позициях начального уровня.

“Большинство выпускников престижных университетов не хотят оказаться в самом низу иерархической лестницы крупной компании”, – говорит Ричард Тедлоу, историк из Гарвардской школы бизнеса.

Ранний старт

Среди гендиректоров крупных американских компаний есть и те, кто так и не сумел завершить образование в колледже. У всех на слуху имена Билла Гейтса (Microsoft), Майкла Делла (Dell Computers), покинувшего Университет Техаса в Остине, и Стива Джобса (Apple Computers), так и не окончившего Reed Colledge в Портленде, штат Орегон. Все они основали собственные компании, не успев окончить колледж.

“Только очень изобретательный человек способен создать свой бизнес, не получив достаточного образования”, – говорит Томас Нефф, председатель совета директоров Spencer Stuart. Торопиться c созданием собственного бизнеса следует лишь тогда, когда вы считаете пришедшую вам в голову идею бизнеса настолько значимой, что ко времени окончания колледжа возможность будет упущена, отмечает он. “Компании, которые ищут людей, способных их возглавить и вести к намеченным целям, прежде всего смотрят на то, чего кандидаты достигли в своей жизни, и меньше всего – на то, где кто был и что делал 21 года от роду”, – говорит Нефф.

Российский путь

“В России ситуация существенно отличается от американской”, – считает Юрий Барзов, бывший партнер хедхантинговой компании Ward Howell и действующий гендиректор E-xecutive, интернет-портала, объединяющего более 120 000 менеджеров самых различных компаний. В России, считает он, зависимость между уровнем образования и успехами на посту гендиректора, конечно, не стопроцентная, но она есть. “По моим наблюдениям, гораздо больших успехов добиваются люди с высшим образованием, принадлежащие к одному из трех типов”, – говорит Барзов. Первый тип – физики, т. е. те, кто получил хорошее естественно-научное образование в таких вузах, как Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт, МГУ. Второй – финансисты-экономисты, закончившие Финансовую академию, экономический факультет МГУ. “Третий тип – “коммуникаторы”, например закончившие Институт стран Азии и Африки, МГИМО, – считает Барзов. – Во все эти вузы в советские времена было трудно поступить, и это закалило характер выпускников. Большинство таких людей за время учебы научились не теряться в больших массивах информации”. У выпускников ведущих вузов Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга) карьеры складываются лучше, поскольку, полагает Барзов, люди, в них учившиеся, делают карьеру в одной обойме с товарищами по учебе, откуда бы родом они ни были изначально. (Использованы материалы WSJ.)