ИНТЕРВЬЮ: Майлз Флинт, президент Sony Ericsson


Шведско-японский альянс Sony Ericsson Mobile Communications появился не от хорошей жизни. Несмотря на громкое имя в мире домашней электроники, японская Sony так и не смогла завоевать существенные позиции на мировом рынке сотовых телефонов, а шведской телекоммуникационной компании Ericsson производство мобильных телефонов приносило одни убытки. Через пять лет после появления совместной компании оказалось, что расчеты ее создателей полностью оправдались – Sony Ericsson входит в пятерку лидеров мирового рынка мобильных телефонов, а прибыль компании стремительно растет. В интервью “Ведомостям” президент Sony Ericsson Майлз Флинт рассказал о том, чем его компания хочет отличаться от других производителей мобильных телефонов.

– Sony Ericsson – совместное предприятие двух компаний – Sony и Ericsson. Что пришло от каждой из них?

– Будучи совместным предприятием, с самого своего основания Sony Ericsson взяла от материнских компаний лучшее. От Ericsson – телекоммуникационную составляющую, от Sony – понимание бренда и превосходный дизайн. Каждая из этих компаний привнесла в Sony Ericsson свои сильные стороны.

– Sony и Ericsson очень различны в плане корпоративной культуры. Как вы с этим справляетесь?

– Наша стратегия состоит в том, чтобы выработать собственный стиль. Говоря о нашей корпоративной культуре, можно сравнить ее с детьми: вы являетесь самостоятельной личностью, но ваши родители остаются вашими родителями. Поэтому у Sony Ericsson структура бизнеса и корпоративная культура иная, хотя существует много точек пересечения.

– К какой доле рынка, на ваш взгляд, должна стремиться Sony Ericsson?

– Для Sony Ericsson увеличение доли на рынке – не самая приоритетная задача. Если сегодня вы посмотрите на рынок, наша доля составляет 7%. Миссия Sony Ericsson – быть инновационной компанией, привлекательной и отличной от других. Мы думаем, что именно это является конкурентным преимуществом и залогом успеха.

– Год назад Motorola выиграла тендер Ассоциации 3GSM на поставку сверхдешевых мобильных телефонов для развивающихся стран. Кажется ли вам ли идея производить сверхдешевые и простые телефоны для развивающихся рынков хорошей?

– Мы не принимали участия в этом тендере. На тот момент нашим приоритетом было продолжение работы над линейкой продуктов для основных рынков. У нас есть бюджетные модели, но мы не ставим себе задачу производить сверхдешевые телефоны. В этом сегменте сложно достичь доходности.

– Сейчас появились китайские и тайваньские производители, которые захватывают рынок с помощью дешевых продуктов. Чувствуете ли вы давление с их стороны?

– Откровенно говоря, эти производители рынок не захватывают. Если вы посмотрите на объемы рынка, в прошлом году пять основных игроков увеличили свою долю. Тенденция такова, что для успеха нужна хорошая система реализации. Я не думаю, что производители из этих стран действительно приобретают значимую долю рынка.

– Насколько сильны позиции Sony Ericsson в сегменте 3G?

– Мы полагаем, что очень сильны. В первую очередь благодаря технологическому наследию Ericsson. Sony Ericsson широко известна как производитель устройств с поддержкой 3G. Что касается цифр, то специально мы не оценивали нашу долю на этом рынке. Лидерство на нем не сделает нас производителем номер один на глобальном рынке мобильных телефонов.

– В прошлом на возможности 3G возлагались большие надежды. Как вы оцениваете перспективы этой технологии сегодня?

– Общая тенденция такова, что покупатели меняют свои предпочтения в пользу полнофункциональных устройств. Если раньше наиболее популярными были дешевые телефоны, то сейчас потребители хотят иметь больше возможностей. Их не заботит вопрос о том, реализованы эти возможности на базе 3G или нет. Но 3G до сих пор является интересным предложением для потребителя. Цель Sony Ericsson – производить полнофункциональные устройства с уникальными функциями, такие, как телефоны Walkman. Мы были первыми, кто произвел камерафон с поддержкой 3G.

– А как вы оцениваете позиции бренда Walkman? На рынке цифровой музыки существует много успешных и более популярных конкурентов, например iPod.

– Несмотря на определенные сложности, бренд Walkman все еще силен. Наши разработки под маркой Walkman очень успешны, и мы уверены, что телефоны Walkman внесут большой вклад в развитие этого бренда Sony.

– Недавно Sony открыла музыкальный интернет-магазин. Будет ли эта инициатива полезна для Sony Ericsson?

– Я хотел бы отметить два момента. Во-первых, наши цели в отношении телефонов Walkman в первую очередь касались создания надежного музыкального устройства. И существуют разные возможности загрузки музыки в телефон: с CD, MP3, с сервера местного оператора. Во-вторых, мы открытая и готовая к познанию мира компания. Это означает, что мы ищем лучшие возможности – если существует лучшее решение, чем то, которое мы используем сейчас, мы готовы к сотрудничеству, чтобы сделать лучшее предложение нашим покупателям. Конечно, Sony является для нас приоритетным партнером, но мы открыты для других возможностей.

– При рыночной цене плейера iPod более $200 его себестоимость, по разным оценкам, составляет около $80. Есть ли у Sony Ericsson подобные доходные изделия?

– Мы не рассматриваем iPod в качестве конкурента, и я бы не хотел делать какие-либо сравнения с продуктами из категории MP3-плейеров. А увеличение прибыльности – основная тенденция в Sony Ericsson.

– Согласно прошлогодним оценкам рынка потребительской электроники, каждый десятый аппарат является контрафактным. А как вы оцениваете долю таких телефонов на рынке?

– Мы полагаем, что доля таких телефонов на рынке достаточно низка. Как производитель, мы делаем все от нас зависящее, чтобы покупатель не был введен в заблуждение.

– В прошлом году Россия стала рынком номер один в Европе по объему продаж. Какие у вас планы в отношении России, является ли российский рынок приоритетным? Планируете ли вы какие-то специальные предложения, как, к примеру, Nokia, которая производит для России специальную модель.

– Россия для нас является очень важным рынком, и мы планируем развивать здесь свое присутствие. Что касается специальных предложений, у нас есть опыт выпуска продуктов для локальных рынков, например для США. Однако в большей степени данный вопрос касается рыночного позиционирования компании, а не специфики того или иного рынка.

– В прошлом году горячей новостью были таможенные проблемы с импортом мобильных телефонов в Россию. По некоторым оценкам, до 90% мобильных телефонов, ввозимых в Россию, являются несертифицированными. Как вы следите за репутацией своих партнеров?

– Мы очень-очень заботимся о соблюдении законов каждой страны. Наша глобальная политика предполагает соблюдение законов той страны, где мы работаем. С прошлого года мы пересмотрели систему поставок, чтобы исключить любые риски конфликта с законом.

– Знаете ли вы о проблемах Motorola, касающихся телефонов, якобы вредных для здоровья? Были ли когда-нибудь такие проблемы у Sony Ericsson?

– Я читал об этом случае. Обычно мы не даем никаких комментариев относительно деятельности конкурентов. Что касается опыта Sony Ericsson, то традиции, переданные нашей компании Ericsson и Sony, заключаются в том, что мы тщательно соблюдаем нормы здравоохранения.

– В телефонах появляется все больше и больше функций компьютера. Заменят ли в будущем мобильные телефоны компьютеры?

– Бизнес-функции мобильных телефонов действительно стремительно развиваются. В телефонах появилось множество компьютерных приложений, которые делают телефон отличным инструментом для бизнеса. Например, благодаря поддержке Blackberry теперь вы можете читать электронную почту в своем телефоне. Вы можете смотреть презентации, подготовленные в PowerPoint. Скорость передачи данных увеличивается, и скоро мобильный Интернет будет близок к фиксированному. Но все же я не думаю, что мобильные телефоны заменят компьютеры. Это разные категории продуктов с разными функциями и назначением. Например, я могу просматривать некоторые документы со своего телефона, но если мне нужно подготовить какую-то презентацию, то я использую для этого компьютер.