ВЕКТОР


Хорошего понемногу

Центробанк может существенно снизить ставку рефинансирования, если инфляция в этом году не превысит 9% годовых, предупредил вчера первый зампред Банка России Алексей Улюкаев. Есть ли шансы, что Улюкаеву придется отвечать за свои слова? Есть, и немалые. С начала года по середину сентября цены выросли на 7,1%. В прошлом году цены росли быстрее, чем в этом, но за последние три месяца инфляция составила 2,1%. Что же изменится для российской экономики, если ЦБ снизит ставку с нынешних 11,5% до, допустим, 9,5% (вряд ли снижение меньше чем на 2% можно считать существенным)? Снизится стоимость денег для тех банков, которые занимают у ЦБ на одну ночь. Тем, кто взял кредит под 6%, например, у работодателя, не придется платить подоходный налог с материальной выгоды. А тем компаниям, которые вовремя не заплатили налоги, пеня за каждый день просрочки будет начисляться исходя из одной трехсотой от 9%. Вот только для экономики и банков событие пройдет незаметно. ЦБ так и не приблизил ставку рефинансирования к рыночным процентам и не превратил ее в рабочий инструмент долгосрочного кредитования. Резким снижением ставки первая проблема будет отчасти решена. Но не вторая – банкам, как и раньше, будет непросто занять у ЦБ на год под 9%.

Не первый, так второй

Алексей Мордашов давно мечтает стать хозяином глобальной сталелитейной компании. Он договорился слить “Северсталь” c Arcelor. Но сделка расстроилась, а помощью Романа Абрамовича Мордашов воспользоваться не захотел. Теперь “заграничных” вариантов для серьезного укрупнения бизнеса у Мордашова осталось немного. “Северсталь” уже интересовалась Corus Group. А вчера итальянская газета Milano Finanza сообщила, что “Северсталь” проявляет интерес и к активам итальянского сталепроизводителя Riva Fire SpA (Riva Group). У компаний пока были только неофициальные контакты, и “Северсталь” не делала никаких предложений, но интересуется производственными мощностями Riva в г. Таранто на юге Италии, в районе Генуи, а также на севере Италии. Источник, знакомый с планами “Северстали”, говорит, что контакты были, но сейчас переговоры не ведутся.

Мордашову может быть интересна Riva Group целиком. Riva – 11-й по величине в мире сталепроизводитель. Riva и “Северсталь” с ее иностранными активами в прошлом году выпустили более 33 млн т стали. Объединенная компания стала бы второй после Arcelor-Mittal. В отличие от Corus итальянская компания прибыльная. В 2005 г. при выручке в 8,5 млрд евро ($10,79 млрд) чистая прибыль составила 484 млн евро ($615 млн). В этой компании Мордашов вполне мог бы рассчитывать по крайней мере на равную с семьей Рива долю.

Но с чего бы итальянской семье, владеющей этим бизнесом с 1954 г., сливаться с амбициозным русским? Возможно, после IPO “Северстали” и впрямь следовало бы подумать о внутрироссийской консолидации.

Не в России

Крупнейший в мире сборщик компьютеров – американская Dell построит завод по сборке ноутбуков и серверов в польской Лодзи. На заводе будет трудиться поначалу 1000 человек, позднее – около 3000, а вообще строительство завода создаст 10 000 рабочих мест в Польше. “Основная причина расположения завода – близость к большой базе клиентов, шанс развить наш бизнес на центральноевропейских рынках и доступ к высокообразованной рабочей силе в Польше”, – передает Reuters слова европейского директора Dell Пола Белла. Все это есть и в России, четвертом, по оценке Gartner, рынке Европы – после Великобритании, Германии и Франции. Однако заводы крупнейшие мировые производители пока предпочитают строить в Восточной Европе. Благодарить за это, говорят участники российского рынка, нужно российское таможенное законодательство и его применение. Например, государство обложило таможенной пошлиной ввоз микропроцессоров – вероятно, чтобы защитить отечественных производителей микроэлектроники от конкуренции. Однако сейчас в России никто не выпускает современных процессоров, а благодаря таким пошлинам ввозить в страну дешевле уже собранные компьютеры. А уж как эффективно государство контролирует ввоз электроники в страну, показали недавние приключения партии сотовых телефонов Motorola, ввезенных “Евросетью”. Часть ее милиционеры даже уничтожили – якобы сотовые трубки были вредными для здоровья. Милиция, впрочем, доказать этого не смогла, но и “Евросеть” уничтоженный товар уже не получит.