Груз и ныне там


Строительство терминала для обработки железнодорожных грузов в Сормовском районе компания “Логопром Сормово” вела с 2003 г. и завершила в 2006 г. Терминал площадью 15 000 кв. м расположен на территории собственного таможенно-складского комплекса, построенного три года назад. По словам председателя совета директоров ХК “Логопром” Андрея Иванова, мощность нового терминала составляет 800 TEU/мес., контейнерное депо площадью 17 000 кв. м рассчитано на хранение 2000 контейнеров в месяц. По словам Иванова, проект готов к запуску: оборудованы подъездные пути, площадки для обработки и хранения контейнеров, таможенная зона, склады, законтрактована и будет поставлена в течение двух месяцев техника для обработки контейнеров. Общая сумма инвестиций в проект составила около $5 млн.

Компания планировала открыть новый терминал до конца 2006 г., но теперь эти планы оказались под угрозой срыва, сообщил “Ведомостям” Иванов. По его словам, ОАО “Трансконтейнер” отказывается выдавать станции Починки разрешение на обработку крупнотоннажных контейнеров на подъездных путях “Логопром Сормово”. После реформирования МПС часть полномочий регулятора рынка грузоперевозок перешла структурам РЖД. Иванов говорит, что “Логопром Сормово” намерен обратиться в УФАС с просьбой устранить препятствия в открытии нового терминала.

Пресс-секретарь “Трансконтейнера” Олег Смолин сообщил, что “Трансконтейнер” готов одобрить проект “Логопрома” и создать с нижегородской компанией совместное предприятие – как и с любой другой компанией, которая сделает “Трансконтейнеру” интересное бизнес-предложение. “На текущий момент “Логопром” не предоставила нам технико-экономического обоснования своего проекта”, – отметил Смолин и добавил, что “Трансконтейнер” планирует модернизировать свою контейнерную площадку на станции Костариха, инвестировав в 2006 г. 30 млн руб.

Аналитик “Финама” Ольга Самарец считает, что “Трансконтейнер” таким образом хочет сохранить клиентскую базу за счет своего доминирующего положения на рынке и не желает сдавать позиции из-за появления частных терминалов. По словам гендиректора группы логистических компаний “Континенталь” Оксаны Лапотиной, РЖД прекрасно справляется с пассажирскими перевозками, но из-за устаревшей инфраструктуры никак не с грузопотоками.

По оценкам Самарец, в случае открытия контейнерного терминала “Логопрома” с учетом роста контейнерных перевозок “Трансконтейнер” потеряет 15–20% этого рынка, а у “Логопром Сормово” есть шанс отстоять свой проект через УФАС. В августе 2005 г. ФАС оштрафовала РЖД за то, что компания препятствовала началу работы терминала ОАО “Подольское ППЖТ” (Московская область), рассказала Самарец. В случае с “Логопромом” ситуация может повториться, предполагает аналитик.

“Доминирующее положение РЖД на рынке железнодорожных перевозок не является правонарушением. Нарушение закона может быть установлено лишь в случае злоупотребления таким положением, например, если “Логопром” предоставил “Трансконтейнеру” все необходимые документы, а РЖД бездействует”, – сказал главный специалист нижегородского УФАС Марат Валитов.

Иванов признает, что руководству “Трансконтейнера” представлены технические детали проекта, но знакомить прямых конкурентов с экономическими расчетами компания не намерена. По мнению Иванова, новый терминал станет альтернативой контейнерной площадке станции Костариха Горьковской железной дороги.