Поминание наспех


Повод для выставок, рассказывающих об императрице Марии Федоровне, очевиден – на 28 сентября назначено перезахоронение ее праха. Его привезут из Домского собора города Роскилле – усыпальницы датских королевских особ – в собор Петропавловской крепости Санкт-Петербурга и похоронят рядом с останками мужа. Не вполне, правда, понятно, почему надо было устраивать три довольно сумбурные выставки с похожим составом экспозиции: немного личных вещей, много исторических фотографий, живопись и акварели самой Марии Федоровны и ее учителя рисования художника Алексея Боголюбова, архивные документы. Возможно, по одной, но продуманной и понятной для зрителей экспозиции было бы легче составить представление о женщине с выдающейся, рождением и историей определенной судьбой.

Без предварительного знакомства с биографией датской принцессы Дагмар, ставшей после обязательного крещения в православие Марией Федоровной, супругой цесаревича Александра, впоследствии императора Александра III, смотреть на предметы и документы в Выставочном зале федеральных архивов утомительно и почти бесполезно. Чтобы из них сложилась понятная картина, лучше сначала хотя бы прочитать каталог к выставке. Тогда семейные фотографии и личная переписка Марии Федоровны с отцом (королем Дании), сестрой (женой британского короля), мужем, детьми и внуками дадут более-менее целостное представление о характере, уме и темпераменте этой образцовой жены русского императора, о ее судьбе, трагические обстоятельства которой заслонила историческая катастрофа – крах Российской империи.

На выставке бегло обозначены все периоды жизни императрицы. Но самый яркий и исторически важный сюжет ее биографии выглядит заурядным житейским конфликтом – отношения с невесткой. Неприязнь, переросшая во вражду, Марии Федоровны к жене ее сына немало способствовала гибели династии Романовых.

Разумную, активную, стойкую вдовствующую императрицу, отлично исполнившую все возложенные на нее обязанности – от рождения наследника (роды Марии Федоровны проходили в присутствии свекра, чего она мучительно стеснялась) до активного участия в светской жизни и попечительства над 134 благотворительными фондами, – замкнутая, нервная, мало следящая за своей внешностью невестка раздражала. Не имея представления о многолетних этапах их борьбы за влияние на обеими обожаемого Ники, трудно, например, понять, почему Мария Федоровна потворствовала убийству Распутина и почему молчанием ответила на записку (она есть в экспозиции) великого князя Николая Михайловича с предложением отослать Аликс “или в санаторий, или в монастырь”.

В 1918 г. на британском военном корабле (поставив условие, что на него возьмут всех желающих уехать русских) Мария Федоровна покинула Крым и вернулась на родину. Она и там пыталась влиять на большую политику, как делала это на протяжении 50 лет жизни в России. Она не знала точно, что случилось с ее любимым сыном и его детьми, но до конца жизни верила, что они спаслись и только по осторожности не могут заявить о себе.

Странно, что многие интригующие и ужасающие обстоятельства жизни Марии Федоровны до сих пор не описаны в исторический беллетристике. Возможно, потому, что она была одной из самых добродетельных российских императриц. Выставки, приуроченные к перезахоронению ее праха, трудно назвать интересными, но они все же способны вызвать интерес к личности миловидной датской принцессы, ровно 140 лет назад приехавшей в Россию выходить замуж.