Поп-рок XVI века


На диске 14 песен, включенных Доулендом в 1599 г. в “Первую книгу песен для голоса и лютни”, и еще одна песня, вышедшая из-под пера его младшего современника – Роберта Джонсона (1583–1633). Они записаны в аутентичной манере – в сопровождении большой лютни с дополнительными басами (известной также как архилютня и не совсем точно – теорба), на которой играет известный боснийский лютнист Эдин Карамазов (и в трех местах – сам Стинг). Звуковых эффектов минимум: в нескольких местах использованы наложения голоса, создающие эффект хора, и еще в нескольких – эффекты из арсенала радиотеатра: шум отдаленной грозы, собачий лай и т. д. Кроме того, исполнение старинных песен Стинг перемежает художественным чтением отрывков из письма Джона Доуленда секретарю Елизаветы сэру Роберту Сесилю от 10 ноября 1595 г., в котором давно живущий за границей знаменитый музыкант, любимец королей и герцогов, выражает свою совершеннейшую преданность ее величеству и прозрачно намекает, что был бы счастлив вернуться домой, если ему, католику, будет предоставлена возможность работать при дворе.

Стинг известен не только как успешный поп-певец, создатель особого стиля “белого рэгги”, но и как хороший инструменталист – бас-гитарист. Однако в любви к аутентичной старинной музыке он до сих пор замечен не был. Да и тембр его хрипловатого голоса мало соответствует представлениям о ренессансной музыке, ассоциирующейся сейчас с прозрачными сопрано или даже бесплотными контртенорами. Тем не менее, по словам самого 55-летнего Стинга, он уже четверть века восхищается музыкой Доуленда, а подаренная в позапрошлом году архилютня и знакомство с Карамазовым подтолкнули его начать заниматься на этом нежном и сложном инструменте. Однако ему и в голову не приходило записывать в студии свои экзерсисы, пока не попалось то самое письмо Доуленда, в котором под велеречием и архаичной вежливостью скрываются печаль и тревога. Сложилась концепция альбома – не просто набора старинных песен, а полноценного радиошоу, литературно-музыкальной композиции, посвященной великому музыканту.

Получившийся диск едва ли следует оценивать с точки зрения чистоты аутентичного исполнения – Стинг как певец и как музыкант, конечно же, обладает слишком яркой индивидуальностью: он перетягивает оригинальный материал, присваивая его себе и добавляя в куртуазные тексты современную фразировку и р?ковый драйв. Но зазора (если не зияния), который часто получается, когда эстрадные певцы берутся не за свое дело, не наблюдается: Стинг очень тактично и деликатно пропевает старинные тексты (к слову, можно вспомнить, что по образованию он учитель английской литературы). Более того, можно сказать, что именно такое исполнение является аутентичным в подлинном смысле этого слова.

Джон Доуленд, по сути дела, создал британскую песенную культуру – ту самую, которая 350 лет спустя так невероятно распустилась в творчестве “Битлз” и их блистательных последователей, самого Стинга в том числе. Так что новый диск Гордона Самнерса, выступающего под сценическим именем Стинг, – не просто оммаж великому предшественнику, но и наглядный пример неразрывности британской музыкальной традиции. Ведь это не только газон хорошо растет, оттого что его стригут 300 лет.