“Сладкая жизнь” в общепите


Первый в Нижнем Новгороде специализированный складской центр мелкооптовой торговли, обслуживающий сегмент кафе, ресторанов, баров, отелей (HoReCa), открыла летом 2005 г. немецкая компания Metro Cash & Carry. Летом 2006 г. Metro выиграла конкурс на аренду участка площадью 43 000 кв. м для строительства второго подобного центра.

Компания “Сладкая жизнь” (СЖ) решила не отставать и летом этого года открыла в Нижнем Новгороде свой специализированный склад для клиентов сегмента HoReCa, рассказала начальник отдела HoReCa компании “СЖ” Ольга Кожина. Общая площадь склада – 2000 кв. м при инвестициях 15 млн руб. Сейчас компания работает с 60 поставщиками. В 2007 г. СЖ планирует построить еще один складской комплекс HoReCa на 10 000 кв. м. “Необходимость в открытии такого склада назрела, поскольку к каждому клиенту – покупателю товара нужен индивидуальный подход”, – говорит она.

Менеджер немецкой компании Metro Group Александр Мальчевский, до недавнего времени глава нижегородского представительства Metro, считает, что прямых конкурентов у Metro в Нижнем Новгороде нет. У “Сладкой жизни” другой формат – они доставляют товар на территорию покупателя, а в Metro покупки делаются внутри магазина, утверждает Мальчевский.

Участники рынка полагают, что сегмент HoReCa в ближайшие несколько лет будет становиться более емким и конкурентным.

В Нижнем Новгороде ежегодный рост оборота в секторе HoReCa составляет до 100%, говорит начальник регионального отдела продаж компании “Эмборг” (партнер СЖ в Нижегородском регионе) Денис Соляной. “Сейчас уважающий себя ресторан уже не пошлет менеджера за продуктами на ближайший рынок”, – говорит он. По данным Соляного, сейчас доля поставок для отелей, кафе и ресторанов в общем объеме ассортимента СЖ составляет 15%. К преимуществам “Сладкой жизни” Соляной отнес наличие у компании своих складских помещений, служб доставки, гарантии стабильности цен на определенный период времени. Metro, к примеру, не несет жестких обязательств по доставке товара, добавил он.

Metro удовлетворяет спрос лишь отчасти, соглашается председатель совета директоров ГК “ПИР” (владеет несколькими ресторанами в Нижнем Новгороде) Олег Кондрашов. Выбор хорошего поставщика становится одной из главных задач ресторатора. Если раньше немногочисленные заведения притягивали новизной, декором, дизайном, то сейчас успех ресторана зависит от качества кухни и продуктов. ПИР, по словам Кондрашова, уже ведет переговоры со “Сладкой жизнью”, но не исключает, что создаст собственное подразделение для поставок продукции в сегменте HoReCa.

Руководитель центра консалтинга союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов также считает рынок HoReCa перспективным, “поскольку менталитет у населения меняется и люди все больше предпочитают проводить время не дома на кухне, а в кафе, барах и ресторанах”. Раньше, отмечает Носов, из-за маленькой емкости ресторанного рынка многие не решались заниматься HoReCa, а рестораторы возили нужные продукты челночным способом с московских складов или закупали на обычных местных рынках. При такой системе снабжения говорить об изысканной кухне не приходилось. В то же время Носов отмечает, что если в обычной оптовой торговле продуктами наценки составляют 8–15%, то в HoReCa нормальная наценка – 40%.

Сегмент HoReCa еще несколько лет будет стабильно развиваться вслед за ресторанным рынком, уверен руководитель проекта ресторанного консалтинга Restcon Андрей Петраков. Последний, по данным его компании, должен вырасти в России в 2006 г. на 15–20%, отмечает он.