ВЕКТОР


Африка будущего

Вторая в мире по величине алмазодобывающая компания “Алроса” хочет диверсифицировать риски и больше не зависеть только от цен на алмазы. Государственные “Алроса” и “Зарубежнефть” рассматривают возможность совместной добычи нефти в Анголе, заявил вчера в Удачном в Якутии президент “Алросы” Александр Ничипорук. “Алроса” планирует купить активы в золотодобывающей, нефтяной и газовой промышленности, а также в угледобыче, сообщает Reuters из Якутии. Золото, нефть и газ компания будет искать в том числе и в Африке. На этом континенте “Алроса” уже начала искать алмазы – в Гвинее и Анголе, а планирует еще и в Конго. Насколько прибыльным и крупным будет новый бизнес для “Алросы”, пока непонятно. Эксперты сходятся во мнении, что нефть, золото и алмазы в ближайшие годы будут дорожать. “Но если б я знал насколько, то был бы миллиардером”, – иронизирует российский диамантер. “В Африке есть все, – говорит другой собеседник “Ведомостей”, – главное – вовремя успеть войти на этот рынок”. А как быстро “Алроса” сможет начать разрабатывать африканские недра, будет зависеть от того, когда государство получит контрольную долю в компании. Пока акционеры “Алросы” – Росимущество и Якутия – никак не могут заключить мировое соглашение о разделе имущества “Якуталмаза”, которое предстоит внести во время допэмиссии в уставный капитал компании, чтобы государство получило 51%. Вчера Ничипорук пообещал, что федерализация “Алросы” завершится до конца 2006 г. После чего и начнется Африка.

Технологический взрыв

Взрывоопасные батареи для ноутбуков рискуют ухудшить и без того прохладное отношение авиакомпаний к электронике. Еще 15 лет назад авиаперевозчикам совершенно не мешали кассетные аудиоплейеры. Но сегодня они требуют выключить при взлете и посадке все, что имеет выключатель. Оказывается, включенные электроприборы могут помешать работе бортового GPS-приемника, с помощью которого определяются координаты самолета. А недавно стало известно о дефекте в литий-ионных аккумуляторах производства Sony – из-за перегрева батареи могут загореться. Именно Sony изобрела эту технологию, и сегодня батареи японской корпорации используют крупнейшие производители ноутбуков. Список моделей, которые требуют замены батарей Sony из-за дефекта, выглядит как прайс-лист дорогого компьютерного магазина: загореться могут ноутбуки Dell, Apple, Toshiba. Специалисты говорят, что вероятность возгорания батареи минимальна – за все время было лишь несколько таких случаев, при том что аккумуляторы “взрывоопасной” партии Sony выпускает уже больше года. Зато производители отозвали с прилавков более 6 млн ноутбуков. Однако авиакомпании уже начали вводить запрет на работу с опасными ноутбуками – сначала австралийская Quantas, затем Korean Airline, а с середины сентября – британская Virgin Atlantic. Пока компании вводят запрет выборочно, они не разрешают работать в воздухе с определенными моделями ноутбуков, если те питаются от аккумуляторов. Но терпение авиакомпаний может лопнуть – и придется в дальний рейс по старой привычке запасаться книжкой потолще.