Взрослые играют и выигрывают


В ночь с 24 на 25 сентября сто тридцать жителей Нью-Йорка получат по электронной почте письма с адресом и фотографией жертвы. Им необходимо как можно быстрее ее устранить и получить информацию о следующей. Эти люди не члены опасной шайки убийц – они играют в StreetWars и убивают своих врагов из водяных пистолетов.

«Период виртуальности прошел, люди хотят живого общения, – говорит Борис Егоров, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования. – Сейчас начался период отторжения виртуальности, которая в течение нескольких лет внедрялась на сознательном и бессознательном уровнях. Ответом на это стало появление интерактивных игр. Пусть в утрированной форме, но люди стали стремиться жить в реальности».

Российские топ-менеджеры с осторожностью относятся к интерактивным забавам, они считают, что бизнес сам по себе игра. «Такие игры скорее заинтересуют менеджеров среднего звена, потому что их работа более рутинна и предсказуема. Им не хватает острых ощущений, поэтому они ищут их в игре», – утверждает Юна Скобликова, гендиректор консалтинговой компании Green Street. Схожую точку зрения выражает и Дмитрий Агарунов, гендиректор издательского дома Gameland: «Мне настолько интересно работать в российском бизнесе, что не хочется играть дополнительно в какие-то игры», – говорит он. И в то же время ни Скобликова, ни Агарунов не отрицают, что, возможно, испробуют себя в подобном развлечении.

Остаться сухим

StreetWars появились в США в 2004 году и до настоящего момента прошло семь игр: две в Нью-Йорке, по одной в Ванкувере, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Вене и Лондоне. Для участия необходимо зарегистрироваться на сайте, оплатить вступительный взнос ($40) и ждать начала. Руководит StreetWars «теневое правительство». В игре принимают участие 125–150 человек старше 18 лет. В течение трех недель охотники ищут свои жертвы. Убив противника из водяного пистолета, охотник получает от него нужную информацию. Убитый выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется сухим. Он получает приз в размере $500.

Идейный вдохновитель и организатор StreetWars – Франц Алийо: днем – адвокат, специализирующийся на вопросах недвижимости, ночью – премьер-министр «теневого правительства». «За неделю до начала игры я ищу место, куда люди могли бы прийти и получить свой «пакет охотника» (он включает в себя информацию о жертве, ее фотографию, водяной пистолет и несколько водяных гранат)», – рассказал Алийо «Пятнице». В 2004 году мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг высказывался против проведения StreetWars. «Это совсем не смешно, особенно в наше время, – заявил он. – Это может быть забавно на школьном дворе, но не на улицах города». Но запрещать не стал.

«Шакал» участвовал в StreetWars в Нью-Йорке в 2005 году. В своем блоге он написал: «Я проснулся утром, выглянул в окно и увидел человека напротив моего дома. Выпил кофе и собрался на работу. Чтобы не встречаться с незнакомцем, я вышел через заднюю дверь». Днем на «Шакала» так никто и не напал, а вечером он решил сам перейти в атаку: нашел дом того, кого ему предстояло «убить», занял позицию на лестнице и стал ждать. «Мне показалось, что идет моя жертва, – пишет он. – И я расстрелял в него весь водяной пистолет. О Господи! Это оказался не он! Я облил водой незнакомого человека!».

Юна Скобликова скептически относится к этой игре: «Я ни за что бы не стала бегать с пистолетом в руках за кем-то. Это жестоко, неинтересно и ничему не учит, – говорит она. – Но я бы с удовольствием отправилась, например, на поиски клада, потому что это требует анализа».

Найти и сохранить

Кладоискатели со стажем знают, где собрана информация о сокровищах: на сайте игры «Геокэшинг» (geo – земля; cache – тайник). Для участия необходимы Интернет и GPS-приемник. Суть игры заключается в том, чтобы по указанным координатам и ориентирам найти тайник, взять его содержимое и оставить что-то для следующих следопытов. По данным интернет-энциклопедии Wikipedia, сейчас существует более 350 тыс. тайников в 222 странах, в том числе и в России. Первый тайник был создан 3 мая 2000 года Дэйвом Улмером в американском штате Орегон, и уже через три дня его нашел Майк Тиг.

Российский «Геокэшинг» отличается от зарубежного тем, что «сокровище» прячется в местах интересных с исторической, архитектурной, природной или иной точки зрения. Игроки со стажем уже знают, у кого самые интересные тайники. «Прежде чем ехать к тайнику, я смотрю его рейтинг, – рассказывает Дмитрий Тетерчев, специалист по инвестициям в недвижимость, известный среди геокэшеров как Major. – Если рейтинг маленький, значит, тайник не только легко взять, но и неинтересно искать. Для меня важен сам процесс игры, чтобы узнать и посмотреть что-то новое». Тетерчев ищет тайники и создает свои уже два года. Где-то раз в неделю, как правило, по выходным он выбирается на охоту за «сокровищами». Во время поиска тайника «Талеж» Major решил не слушать совет тех, кто уже там побывал, и поехал не в объезд, а напрямик. В результате его джип чуть не застрял в грязи, до тайника он добирался целый день, зато удовольствие получил незабываемое.

Зайцев вызывали?

Представьте себе, несколько десятков взрослых людей в костюмах зайцев высаживаются в центре Москвы и пристают к прохожим со следующими словами: «Превед, медвед! Я зайчег! Когда начнется морковный звездопад?» Люди эти вполне нормальные и состоявшиеся. Просто они участвуют в игре «Схватка».

В Москву эта белорусская забава пришла в прошлом году. А в Минске в нее играют с 2001 года.

Игры проводятся в ночь с субботы на воскресенье два раза в месяц. Одна из команд, в которой может быть от 20 до 50 человек, придумывает тему и миссии. Например, «Алиса в Стране чудес» или «Очень страшное кино». Остальные регистрируются, делятся на мозговой центр и полевых игроков. Они передвигаются на автомобилях, по четыре человека в каждом. Важно не только быстро ездить, но и хорошо ориентироваться в городе. Если все сделано правильно, то команда узнает ключевое слово, которое вводится на сайт, после чего появляется следующее задание.

Первый этап – самый простой и смешной для стороннего наблюдателя. Участники называют его «флешмоб», так как он действительно чем-то похож на распространившееся в последнее время развлечение. Это как раз те зайцы, которые ищут агента команды-организатора. Агент сообщает кодовое слово только в том случае, если игрок оказывается в нужном месте, в нужном наряде и ведет себя, как предписывают условия. Остальные уровни – это плод фантазии организаторов.

«Во время игры «Дети шпионов» мы надевали слюнявчики, чепчики, кутались в пеленки, ходили по Старому Арбату и искали агента, – рассказывает член команды «Ктоздесь!» копирайтер Дарья Родчер. – Человек 50–60 в детских нарядах приставали к прохожим с просьбой: «Помогите, пожалуйста, найти наших родителей». Какая-то женщина дала нам конфету, а на фантике было написано кодовое слово». В «Схватку» Родчер начала играть потому, что ей хотелось новых впечатлений и эмоций. «Сейчас человеку не хватает живого общения. Мы заводим ЖЖ, общаемся по Интернету. Но есть же более интересные развлечения», – добавляет она.

У Алексея Шлыкова, гендиректора SAP, компании по разработке решений в сфере управления, тоже есть опыт подобной игры. В 1999 году он работал в фирме Oracle и принимал участие в тренинге в одном подмосковном отеле. «Нас разбили на команды по 7–8 человек и дали карту окружающей местности с отмеченными на ней опознавательными знаками. Мы должны были разыскать спрятанные предметы и из их названий составить осмысленное предложение, – рассказывает Шлыков. – Я готов был, обливаясь потом, пробежать несколько километров, лишь бы выполнить миссию». По его мнению, топ-менеджерам стоит играть в подобные игры, потому что они вырабатывают качества характера, необходимые для бизнеса: соревновательность, стремление к результату, азартность.

Александр Федоровский, гендиректор тимбилдинговой компании «Академия приключений», вообще считает, что «игры вырабатывают в крови адреналин. Они будят в нас первобытный инстинкт охотника, который необходим в бизнесе». Он еще ни разу не играл в «Схватку», но признается, что попробует, как только у него появится время. «Я бы не испугался надеть на себя костюм зайца и посреди ночи поехать на Таганскую площадь, – говорит он. – Это хорошая встряска, которая нужна любому бизнесмену». А Юна Скобликова уверена, что для нее появиться в костюме зайца – «это забавно хотя бы потому, что пришлось бы сменить привычный стиль поведения».

«Интерактивные игры – это, конечно, замечательная возможность разрядки, – подводит итог профессор Борис Егоров, – но в них таится и опасность. Утрированное включение в реальность приводит к еще большему неудовлетворению окружающей обстановкой. Если вовремя не дать людям возможность социальной реализации, то они перестанут играть во «Властелина колец», а захотят в реальности завладеть этими кольцами».

www.streetwars.net

www.geocaching.su

www.geocaching.com

www.en-world.org

www.cxmoscow.ru