Зачистка в бизнес-авиации


Основного документа для полетов – сертификата эксплуатанта “Авком” лишился в конце августа, рассказал “Ведомостям” начальник управления Ространснадзора Владимир Рудаков. Суть претензий к перевозчику Рудаков раскрывать не стал. Гендиректор и основатель “Авкома” Евгений Бахтин сказал “Ведомостям”, что сертификата компания лишилась по “формальным” основаниям. В ее работе чиновники нашли 28 недостатков, в основном – в документообороте. По словам Бахтина, в числе самых серьезных нарушений – неверно указанные паспортные данные на билете клиента и заниженная категория одного из пилотов в его удостоверении. “От чиновников мы тоже слышали такое объяснение – неправильно оформленные билеты и проч.”, – подтверждает менеджер одного из западных перевозчиков.

Менеджер из конкурирующей с “Авкомом” авиакомпании уверен, что тот поплатился за две авиакатастрофы за последний год. Первая произошла в ноябре 2005 г. Самолет Cessna, формально находящийся в частном владении, но с экипажем “Авкома”, разбился недалеко от “Домодедово”. Погибли восемь человек. В январе под Харьковом упал Hawker, пилотируемый командой “Авкома”. Пассажиров на нем не было, а все три члена экипажа погибли. Но этот самолет также не принадлежал компании.

Бахтин настаивает на том, что “Авком” не мог нести ответственности за катастрофы, – за техническим состоянием самолетов следили владельцы. Он уверен, что удаление его компании с рынка на руку иностранным перевозчикам: “Авком” был слишком крупным”. Сразу после решения властей “Авком” подал заявку на восстановление сертификата. Рудаков парирует, что решение Ространснадзора никак не связано с конкурентной борьбой. Комментарии основных зарубежных игроков на российском рынке – NetJets, Global Jet Concept, TAG Aviation, JET Aviation “Ведомостям” в выходные получить не удалось.

Российские игроки ждут дальнейшего передела рынка. Перевозки “бизнес-джет” растут в России на 30–40% в год и в основном за счет зарубежных компаний, российские же теряют свои позиции, констатирует президент московской “Джет-2000” Леонид Кошелев. Он уверен, что Бахтин и его партнеры останутся в бизнесе и создадут другую авиакомпанию: “Но их репутации нанесен слишком серьезный удар”.