Бизнес-школа для спецслужб


Пионером стала Columbia Business School. Идея создания программы для департамента полиции Нью-Йорка (NYPD) принадлежит нынешнему шефу нью-йоркской полиции Реймонду Келли, рассказал “Ведомостям” руководитель программы профессор Том Ференс. В 1988 г. он решил сделать такую программу для старших руководителей полиции в основном потому, что подготовка полицейских носит сугубо профессиональный характер. Между тем NYPD – это огромная организация, в которой служит 35 000 полицейских и больше 1000 руководителей среднего и старшего звена. Располагающий годовым бюджетом порядка $2 млрд, департамент сопоставим с крупной компанией. “Если бы это была частная корпорация, она входила бы в список Fortune 500”, – уточняет Ференс. Однако в отличие от руководителей компаний руководителей полиции никто не обучает искусству управления.

В 1988 г. департамент объявил конкурс на лучшую программу для полицейских, и его выиграла Columbia. В этом году состоится уже 18-й выпуск.

Каждый год для обучения по программе департамент отбирает 16 человек. Эти люди должны отвечать определенным требованиям: звание не ниже капитана (средний командный состав), выслуга лет – 16–22 года, рекомендации начальства.

Обучение состоит из восьми модулей по пять дней в каждом. Слушателям читают курсы по общему менеджменту, управлению ресурсами, финансовому менеджменту, операционному менеджменту, лидерству, управлению конфликтами и искусству ведения переговоров. Перед началом очередной программы, рассказывает Ференс, комиссар полиции определяет четыре темы, представляющие интерес для департамента, – например, кража индивидуальных данных или торговля людьми: “Мы разбиваем наших слушателей на четыре группы, и каждая разрабатывает проект по одной из названных тем”.

Платит за обучение департамент полиции, но во сколько обходится подготовка одного сотрудника, там сообщить отказались.

После терактов 11 сентября 2001 г. американские бизнес-школы разработали еще две программы. В 2002 г. Columbia запустила программу для руководителей пожарного департамента Нью-Йорка. “Отчасти это стало нашим ответом на события 11 сентября, когда погибло 343 нью-йоркских пожарных”, – рассказывает руководитель программы Билл Эмик.

Сразу после трагедии консалтинговая фирма MсKinsey провела исследование, чтобы определить, была ли возможность действовать в той ситуации еще эффективнее. По результатам исследования пожарная служба решила создать программу для подготовки руководителей старшего звена. Выбор пал на Columbia, поскольку в этой школе уже несколько лет работала аналогичная программа для NYPD.

По подсчетам школы, образование одного слушателя по этой программе обходится ориентировочно в $25 000, включая пребывание, питание и т. д. Сами слушатели за обучение не платят. Финансирование идет из двух источников: основные расходы, связанные с преподаванием, оплачиваются департаментом из его некоммерческого фонда. Кроме того, корпорация General Electric, которой в Нью-Йорке принадлежит суперсовременный учебный центр, где обучается только персонал компании, с 2002 г. предоставляет его под эту программу.

Программа строится по типу Executive Education и рассчитана на полгода, по неделе обучения каждый месяц. “Мы приезжаем в центр GE вечером в воскресенье и уезжаем оттуда в четверг, – рассказывает руководитель программы. – Компания бесплатно предоставляет нам номера в дорогом отеле, питание, аудитории, аудио- и видеотехнику, компьютеры и т. д.”.

Каждый набор насчитывает по 16 менеджеров, которых школа отбирает совместно с пожарным департаментом. Средний возраст слушателей – 35–45 лет, в среднем каждый из них имеет стаж службы около 20 лет. “Несмотря на то что мы работаем всего четвертый год, практически все, кто у нас учился, пошли на значительное повышение”, – утверждает Эмик.

“Мы очень гордимся этой программой, – продолжает он. – Ее поддерживает и все руководство университета, и с самого начала поддерживал Джеффри Иммельт, руководитель GE, который сам много жертвовал на нее из личных средств. Без поддержки GE она стоила бы раза в два больше”.

Другой школой, откликнувшейся на события 11 сентября, стала Kellogg School of Management, разработавшая программу для топ-менеджеров ФБР. Роберт Мюллер, возглавив ФБР, занялся повышением уровня менеджерской подготовки руководящих кадров. “ФБР обязано пройти через период фундаментальных преобразований, – заявил он, – а для этого нам необходима соответствующая и эффективная подготовка”.

Дело в том, что, как и в случае с NYPD, руководители бюро, несмотря на сильную профессиональную подготовку, не имели многих навыков менеджеров. Кроме того, увеличился штат организации. “ФБР всегда занималось контрразведкой и сбором информации внутри страны, и после 11 сентября число агентов бюро значительно выросло”, – говорит директор программы Джо Ханниган.

Школа предлагает сотрудникам ФБР две программы. Одна предназначена для 279 человек из высшего руководства, начиная с заместителей начальников региональных подразделений и их коллег из штаб-квартиры. Вторая программа рассчитана на специалистов среднего звена – это аналитики, лингвисты и проч.

Роберт Мюллер сам участвовал в двухдневной программе: “Мне надо поучиться, потому что мои подчиненные уже прошли этот курс, и я должен знать то, что знают они”.

Первая программа рассчитана на неделю. Она состоит из разных модулей и организована так, чтобы отвечать определенным целям, которые стоят перед бюро. “Если бы мы составляли программу лет 10 назад, то и фокус ее был бы другим – обеспечение законопорядка, – говорит Ханниган. – А теперь приоритетной задачей ФБР является предотвращение терактов, в которых могут пострадать граждане США как внутри страны, так и за ее пределами”.

Другая цель – научиться эффективнее обеспечивать взаимодействие подразделений.

Вторая программа рассчитана на два с половиной дня. Точнее, на 48 часов. Она чрезвычайно насыщенна, рассказывает руководитель программы, но те, кто посещал занятия, дают самые благоприятные отклики. “Если оценивать их по 10-балльной системе, – говорит Ханниган, – то средняя оценка, которую нам выставляют наши слушатели, – 9,7–9,8”.

Обучение по обеим программам оплачивается из бюджета ФБР, утвержденного конгрессом. “Не могу сказать, сколько именно платит бюро, но могу заверить вас, что мы берем с правительства самую низкую цену – с компаний мы берем больше”, – уточняет профессор.