Не рознь, а хулиганство


В воскресенье поздним вечером неизвестные преступники напали на шестикурсника Медицинской академии им. Мечникова, гражданина Индии Сингха Нитеша Кумара, сообщили в ГУВД Петербурга и Ленобласти. Студент получил множественные ранения, но сумел дойти до общежития. Соседи вызвали “скорую помощь”, по дороге в больницу Кумар скончался. По разным данным, нападавших было от четырех до восьми человек. Примерно в то же время гражданин Судана был госпитализирован с черепно-мозговой травмой.

Как сообщили в горпрокуратуре, возбуждено уголовное дело по ст. 105 ч. 2 “Убийство из хулиганских побуждений”. Тем не менее следствие рассматривает различные версии, в том числе и убийство на почве национальной вражды с экстремистским акцентом. По словам пресс-секретаря Валентины Матвиенко Натальи Кутобаевой, “губернатор города, естественно, в курсе этих преступлений и находится на постоянной связи с силовиками”.

Днем около 100–150 иностранных студентов, в основном индийцев, провели сидячий митинг напротив прокуратуры. Студенты скандировали: “We want justice”. К митингующим вышел зампрокурора города Андрей Лавренко. Он заявил, что для расследования убийства создана большая группа из следователей прокуратуры и оперативных сотрудников ГУВД. По его словам, следствию уже удалось собрать большое количество информации о “возможных лицах и группировках”.

По версии представителя антифашистского движения Марии Коляды, убийство совершила одна из фашистских групп. По ее словам, в Петербурге около 500 фашистов, 100 из них входят в боевые группировки. Самыми сильными объединениями считаются “Рысь” и White Power, говорит Коляда.

По словам адвоката Юрия Шмидта, долгое время существовала установка, что в России нет преступлений на национальной почве, а есть только хулиганство, поэтому проблема оказалась запущенной и в один день ее не решить. Такая практика существовала с советских времен, соглашается адвокат Владимир Левин. Квалифицировать убийство как совершенное на почве национальной розни довольно сложно, объясняет Левин. Для этого нужно доказать, что преступником двигал конкретный мотив. Это можно сделать, если он в присутствии свидетелей высказывал свое отношение к жертве. Косвенных улик – например, найденной дома фашистской литературы – бывает недостаточно. Левин напоминает, что даже Копцева, устроившего резню в синагоге, суд не сразу признал виновным в разжигании межнациональной розни. Бывший сотрудник МВД говорит, что милиционерам никогда не дают “установок” на поиск националистических мотивов преступлений. “Обычно их замечают только тогда, когда игнорировать уже невозможно”, – признается он.

Столкновения на национальной почве могут стать объектом первого парламентского расследования, которое пройдет по новому закону, принятому год назад. Фракция “Родина” объявила вчера о том, что собрала необходимое количество подписей для инициирования процедуры расследования событий в Кондопоге. Парламентское расследование не должно дублировать уголовное, отмечает координатор фракции Иван Харченко. Но в течение четырех месяцев в городе отсутствует власть, а бездействие правоохранительных органов во время беспорядков – это нарушение прав граждан на защиту со стороны государства. По одному и тому же сценарию такое происходит в разных регионах, отмечает Харченко. По его словам, документы на имя председателя Госдумы поступят на следующей неделе.