НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Японская кухня


В последние годы японская культура стала ближе: практически в каждом крупном городе России можно познакомиться с кухней этой страны и понять, что в ее основе лежит глубокое уважение к матушке-природе. С этого года можно познакомиться получше и с другой, деловой, кухней Страны восходящего солнца: издательство “Миракл” выпустило первую книгу из серии “Бизнес по-японски”. Какова она на вкус?

В книге, несмотря на одно название и единственного автора-составителя – Мицуаки Симагути, профессора докторантуры для менеджеров при научном центре Университета Кэйо Гидзюку (Школа бизнеса), которого уже почти 10 лет наша читающая публика знает как блестящего популяризатора менеджмента, две кухни. В первой, наполненной почтительностью к американским рецептам успеха и их авторам (простое перечисление их книг заняло бы целую страницу), японские профессора заявляют, что идут в ногу со временем, и описывают новые, сетевые модели бизнеса. Их подход виден в такой ключевой максиме: “Основанием жизнестойкости и экономичности систем, построенных на взаимосвязях с клиентами, служит идея, которую можно, наверно, назвать “принципом экономики взаимоотношений”: расширение клиентской базы за счет создания прочных связей с потребителями приводит к стабилизации доли на рынке, сокращению затрат и значительному увеличению прибыли”. Но эта часть книги, где японцы интерпретируют американские модели бизнеса, не так глубока, как ставшие уже классикой труды Портера, Коттера и др.

Местами авторы книги явно перехваливают своих заокеанских коллег. Так, с первой страницы введения они убеждают читателя в том, что незаурядность изобретателя электрической лампочки накаливания, равно как и огромное общественное значение изобретения, стали достоянием гласности “благодаря мощной системе маркетинга, которая, объединив генераторы, линии электропередачи, трансформаторы, предохранители и розетки, популяризировала выдающуюся идею и способствовала ее внедрению в различные сферы жизни общества”. Более того, они утверждают, что Томас Эдисон приобрел мировую известность и общественное признание как “всемирный король изобретений” и “гений маркетинга”. А как быть с таким фактом биографии обладателя почти 1000 патентов? Запатентовав кинетоскоп, позволяющий рассматривать кино, бросая в прорезь пятицентовую монетку “никель” (отсюда название первых кинотеатров в США – никельодеоны), Эдисон прозевал другие изобретения, а в 1915 г. суд признал его деятельность в кинематографии скрытой формой монополии.

Но перед ним все равно стоит снять шляпу как перед пионером инноваторов всего ХХ в. То же, мне кажется, стоит сделать и в отношении выдающихся японских предпринимателей, сумевших в начале нынешнего века стать лидерами бизнеса в Японии.

Их истории, представленные в учебных кейсах школ бизнеса, снабженные списком литературы по изучаемому вопросу, охватывают практически всю новую экономику Японии, от автостоянок и производства модной одежды до больниц и эффективных некоммерческих организаций.

Герой первой главы – основатель и нынешний председатель правления специализированной геронтологической клиники “Оомэ Кэйю” Оцука Нобуо. Поводом для ее открытия, как рассказал он исследователям, стал шок, испытанный им от ужасающей обстановки таких клиник, которые он посетил в поисках госпитализации бабушки своего приятеля. Эту обстановку он описал тремя словами – “грязь, мрак и зловоние!”. “С мыслью о судьбе собственных родителей в старости пришло и решение создать такую клинику, в которой пожилые люди могли бы испытывать приятные ощущения” – так описывает Оцука Нобуо свое решение стать предпринимателем.

Сегодня в эту клинику с простым слоганом “Создание условий для спокойной и достойной старости” попасть непросто – госпитализации люди ждут по два с половиной года. В главе подробно описывается процесс создания успешной модели бизнеса. Но наверняка многие читатели удивятся, узнав, что первый шаг к успеху начинался с того, что не требует никаких материальных затрат, но ценится людьми очень дорого, – с очень вежливой, подчеркнуто уважительной формы обращения: “Досточтимый господин пациент”. Правда, поначалу сотрудники, врачи, представители медицинских кругов всячески критиковали и возражали против этой идеи, но, как только все привыкли к этому обращению, клиника, как считает ее основатель, “как будто сбросила шагреневую кожу”.

Остальные шаги к успеху так же можно использовать и у нас. Наверняка стоит перенять формулу “В бизнесе услуг 100 – 1 = 0”. Суть ее в том, “что безответственное отношение только лишь одного сотрудника может свести на нет старания 99 и снизить общую оценку работы клиники до нуля”.

Авторы книги, выпускники лаборатории профессора Симагути, знают друг друга уже давно. И это только один из их совместных трудов. В Высшей школе бизнеса МГУ, с которой Симагути сотрудничает много лет, осенью этого года открыли научную лабораторию. Интересно, когда появятся труды ее исследователей о российском бизнесе?