СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: МВА – язык общения


Если спросить слушателя или выпускника программы МВА о причинах, побудивших их вновь сесть за парту, да еще и как минимум на два года, то чаще всего можно услышать о стремлении получить новые знания, решить конкретные проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, продолжить карьерный рост, завести и расширить полезные связи, найти более интересные сферы деятельности. Как отмечал выпускник программы МВА – президент одной из очень крупных российских компаний, “с одной стороны, программа помогает вам переосмыслить то, чем вы занимаетесь изо дня в день, и по-новому взглянуть на общепринятые догмы, на которых основана стратегия вашей компании, с другой стороны, она дает невероятный импульс к поиску новых возможностей для реализации полученных знаний”.

Потребность в бизнес-образовании является отражением той действительности, в которой приходится работать сегодня менеджерам – управленцам всех хозяйствующих субъектов независимо от их размеров. И если в начале и середине 90-х менеджер решал проблемы во многом благодаря искрометному, а порой и безрассудному авантюризму и натиску, то в первом десятилетии XXI в. этого становится явно недостаточно. Экономика стала говорить на другом языке, который нельзя понять, не получив бизнес-образования. Очень хорошо, хотя и в другом ракурсе, подметили супруги – выпускники программы МВА: “У нас теперь дома свой собственный язык общения, полное понимание друг друга при обсуждении бизнес-вопросов. Только все время переживаем, что вокруг мало людей, которые бы этот язык понимали!” И хотя оценки разнятся, но многие специалисты полагают, что российскому бизнесу необходимо иметь порядка 2–4 млн управленцев, прошедших программы МВА.

Но в учебе по программе МВА необходимо видеть и еще один, и, возможно, самый важный момент, а именно – реструктуризацию собственной внутренней системы анализа, принятия решений и ценностных ориентиров. Направив себя, осознанно или нет, в “активную двухгодичную медитацию”, слушатель проводит свое полное очищение от лишнего и ненужного и создает свое новое “я”, способное понимать и говорить на языке новых экономических реалий. Так должно быть. Но вернемся на нашу грешную землю.

Разумеется, качество полученных знаний неравноценно у выпускников различных бизнес-школ. Ведь сами бизнес-школы отличаются по уровню подготовки и опыту преподавателей, применяемым методикам обучения, составу слушателей, материальной базе, репутации и т. д.

Некоторые выпускники программ МВА с удивлением обнаруживают давно известный факт: их работодатели не готовы платить потенциальному сотруднику за обладание степенью МВА. Ведь для части работодателей наличие диплома бизнес-школы не связано с реальными потребностями их бизнеса, это скорее вопрос личного престижа соискателя работы. Если у сотрудника такой диплом есть, то это свидетельствует о склонности к росту, самосовершенствованию, о наличии в багаже запасных компетенций, которые и в самом деле могут пригодиться в перспективе. Но платить за диплом МВА сотруднику в настоящий момент – это не всегда входит в планы компании.

При этом, как показывает опыт отечественных компаний, наличие у руководителя компании (или ее структурного подразделения) степени МВА делает его, как правило, более благосклонным к обладателю диплома МВА среди соискателей вакансии в компании. С другой стороны, руководители без степени МВА считают выпускников бизнес-школ теоретиками, не обладающими достаточными практическими знаниями. Один из настойчивых критиков МВА в России – генеральный директор “Oracle СНГ” Борис Щербаков (который сам преподает в одной из бизнес-школ) утверждает, что “МВА привлекательна при найме на работу только при прочих равных условиях”.

Очень легко впасть в искус взаимных упреков, весьма распространенный сегодня в России: бизнес-школы не всегда дают то, что нужно, а работодатели не формулируют напрямую свои требования и не понимают выгод бизнес-образования. Но более продуктивной представляется истина, за понимание которой была присуждена Нобелевская премия по экономике. Ее лауреат Джон Нэш совершил открытие, сопоставимое с вкладом Ньютона, Коперника или Эйнштейна в естественные науки. Суть крайне проста: успех любого сотрудничества определяется способностью всех его участников сонаправить свои усилия на достижение общей задачи. Не успех любой ценой, не торжество эгоизма, а гармония, талантливое сочетание плюсов и минусов всех игроков, добровольное принятие ими в расчет предпочтений и интересов других действующих лиц, согласованное следование общей стратегии дают в итоге победу.

Когда-то давно прекрасные женщины, жившие на Венере, дружили с мужчинами с соседней планеты Марс. Они были разными, разным был и их язык общения. Но обеими сторонами это принималось, и жители двух планет любили и уважали друг друга. А потом они спустились на Землю, и наступила амнезия. С тех пор они, мужчины и женщины, никак не могут найти общего языка. В силу молодости и российского бизнеса, и бизнес-образования, не успевших еще “окуклиться” в своих цеховых интересах, у них существует исторический шанс договориться о том самом общем языке, на котором будет говорить большинство работающих в бизнесе. Именно такие качества наиболее востребованы в современной, динамично развивающейся и конкурентоспособной компании.