“Лента” раскрыла владельцев


Выручка сети гипермаркетов “Лента” в этом году должна превысить $1 млрд, но владельцы компании до сих пор предпочитали не называть себя. Но Жеребцов рассказал “Ведомостям”, что контролирует всего 43,5% сети, а его партнером является частный инвестор из США Август Мейер: ему принадлежат еще 40% “Ленты”. Остальные 16,5% делят семь менеджеров компании, включая финансового директора Сергея Ющенко. Эту информацию подтвердил сотрудник банка, который станет одним из организаторов IPO “Ленты”.

Жеребцов начинал с оптовой торговли, а первый магазин открыл только в 1993 г. К кризису 1998 г. в сеть входило три магазина площадью 300–1000 кв. м и один строящийся гипермаркет в Петербурге. Чтобы завершить стройку, маленькие магазины пришлось продать, вспоминает Жеребцов. Через три года у “Ленты” было уже два гипермаркета торговой площадью около 12 000 кв. м каждый, а их совокупные продажи превышали $100 млн. С 2001 г. “Лента” пыталась привлечь портфельного инвестора, вела переговоры с фондами ЕБРР, Delta Private Equity Partners (ранее – Delta Capital Management) и др., но не сошлись в цене.

В 2002 г. друзья познакомили Жеребцова с 39-летним американцем Августом Мейером. С ним вчера связаться не удалось. В пресс-службе “Ленты” пояснили, что он избегает публичности. Знакомый Мейера рассказал, что тот происходит из состоятельной американской семьи, владеющей банками, радиостанциями и другими активами. В одном из редких интервью петербургским СМИ Мейер рассказывал, что до 1998 г. он работал заместителем прокурора в Сан-Диего и помимо инвестиций в розницу занимается сдачей жилых помещений в аренду.

Жеребцов говорит, что до сделки с Мейером он был единоличным владельцем “Ленты”. За сколько он продал 40%-ный пакет, предприниматель не рассказал. По его словам, для той сделки “Ленту” оценили дороже, чем были готовы заплатить инвестфонды (из расчета $20 млн за всю компанию), но “не в несколько раз”. Директор по корпоративным связям Delta Private Equity Partners Екатерина Пантелюшина лишь подтвердила, что фонд вел переговоры о покупке доли в “Ленте”.

В любом случае сейчас “Лента” стоит намного дороже, чем заплатил за нее Мейер. В ходе IPO, запланированного на конец 2006 – начало 2007 г., “Лента” рассчитывает привлечь около $300 млн за 25–30% своих акций, рассказывал “Ведомостям” источник, близкий к одному из организаторов этого размещения. То есть бизнес сети может быть оценен примерно в $1 млрд. До конца года сеть откроет магазины в Новосибирске, Астрахани и Тюмени – всего их станет 14. Также компания планирует построить гипермаркеты на 11 имеющихся у нее площадках. Финансовые показатели сети не раскрываются, кроме годовой выручки с 1 кв. м торговой площади – $11 317. Для сравнения: по данным “Ленты”, у Metro C&C – $11 194, у гипермаркетов “Рамстора” – $6722. В материалах сети “Карусель” говорится, что у нее этот показатель составляет $8238, а самые высокие – у Auchan ($11 287) и “Мосмарта” ($11 111). “Это очень хороший уровень эффективности использования торговых помещений. Выше среднего, – комментирует выручку “Ленты” заместитель гендиректора “Мосмарта” Семен Слуцкий. – “Лента” очень успешна в Питере, и нет причин, по которым она будет неуспешна в других регионах”.

Еще до того как у “Ленты” обнаружился американский акционер, сеть объявила, что ее консультируют в разработке стратегии бывшие менеджеры Wal-Mart, крупнейшей розничной сети мира. Среди них бывшие старший вице-президент по коммерции Wal-Mart Билл Вудворт и директор одного из ее магазинов Роб Восс. Оба они были близкими друзьями создателя Wal-Mart Сэма Уолтона. Более двух лет они входят в совет директоров “Ленты”.