На жестких условиях


В бюджетном послании на 2007 г. Владимир Путин поручил правительству “провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в стабфонде с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема (фонд будущих поколений)”. С июля ЦБ размещает средства стабфонда в облигации иностранных государств с наивысшим инвестиционным рейтингом, а теперь в правительстве появились и предложения по управлению деньгами “будущих поколений”.

Федеральная служба по финансовым рынкам предлагает привлечь к этому крупнейшие мировые инвестбанки, работающие на российском финансовом рынке. Из резервной части стабфонда банкам можно доверить не более 10% в ближайшие три года, а из фонда будущих поколений (ФБП) – не более 75%, говорится в материалах ФСФР, которые имеются в распоряжении “Ведомостей”. Служба предлагает расширить и перечень инструментов для инвестирования, добавив акции и облигации наиболее надежных международных корпораций, драгметаллы и недвижимость. На долю акций, облигаций и недвижимости может приходиться до 70% вложений ФБП.

А для защиты иностранных вложений фонда от претензий третьих лиц (см. врезку) служба предлагает инвестировать российские деньги на международные рынки через покупку облигаций самого управляющего банка. Причем бумаги будут “гибридом производного инструмента и депозита”, поскольку управляющий возьмет на себя гарантии минимальной доходности. А если управляющий нанесет какие-либо убытки правительству РФ, взыскание может быть наложено на его активы в России, говорится в документе.

В Минфине знакомы с предложениями ФСФР. “Это пока лишь общие принципы”, – говорит замруководителя департамента Оксана Сергиенко. По ее словам, подробные материалы по управлению фондом будущих поколений будут представлены в правительство к 1 ноября.

Руководитель ФСФР Олег Вьюгин считает, что успешно размещать эти ресурсы могут крупные европейские и американские инвестбанки, работающие со средствами центральных банков мира. Международный банк, имеющий статус экстерриториальности, практически исключает риски ареста активов, утверждает замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин. Даже выиграв у России в международном арбитражном суде, получить деньги с инвестбанка практически невозможно, отмечает управляющий партнер “Вегас-Лекс” Альберт Еганян, ведь придется вычленять “российскую долю” из вложений банка по всему миру и взыскать ее через суд конкретной страны. Партнер американской юридической компании Marks & Sokolov Сергей Соколов признает, что предложенный механизм “существенно затруднит для ЮКОСа предъявление претензий, поскольку банк фактически размещает не средства РФ, а собственные финансовые ресурсы”.

Ведущий консультант БДО “Юникон” Вячеслав Парков считает необходимым диверсифицировать риски, ограничив сумму, размещаемую через один банк. Отбор управляющих компаний должен быть открытым и на тендере, добавляет главный управляющий директор УК “Альфа-Капитал” Валерий Петров. Вполне надежными, на его взгляд, являются международные инвестбанки Morgan Stanley, Goldman Sachs, Deutsche Bank, имеющие бизнес в России. Но сотрудник российского офиса одного из крупнейших инвестбанков сомневается в перспективах сотрудничества с правительством на изложенных условиях. “Устанавливать необходимую доходность – это здраво, но покрывать убытки за счет наших активов в России – сомнительная идея”, – говорит менеджер банка.