“Роснефть” готова на все

М. Стулов

Роснефть” уже начала собирать на них деньги. “Нам потребуется привлечение средств, когда конкурсный управляющий будет выставлять на продажу активы ЮКОСа”, – заявил первый вице-президент компании Николай Борисенко. “Нас интересует все: и добыча, и переработка. У ЮКОСа неплохой завод в Ангарске и самарская группа”, – цитирует Борисенко агентство “Интерфакс”.

Сегодня арбитражный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун объявит конкурс, чтобы выбрать оценщика имущества ЮКОСа, после чего активы компании могут быть выставлены на продажу.

Крупнейшие добывающие активы ЮКОСа – “Самаранефтегаз” (в 2005 г. добыл 9,6 млн т) и “Томскнефть (13,2 млн т). Летом Ребгун оценивал их в $3,28 млрд каждый, следует из отчета “Ренессанс Капитала”. Также у ЮКОСа много НПЗ, в том числе Ачинский (мощность – 6,5 млн т), Куйбышевский (7 млн т), Новокуйбышевский (9,6 млн т), Сызранский (10,7 млн т), Ангарский (АНХК) (19,2 млн т). Их Ребгун оценивал в общей сложности в $4,5 млрд.

На самом деле эти активы окажутся дороже, ведь “Роснефти” придется побороться за них с “Газпромом” и “Сургутнефтегазом”, отмечает аналитик БД “Открытие” Наталья Мильчакова. “Сургутнефтегаз” уже объявил об интересе к ангарскому заводу, напоминает она, а “Газпром” претендует на “Томскнефть”. “В итоге цена активов взлетит, и это может быть на руку миноритариям ЮКОСа: у них появятся шансы, что от компании хоть что-то останется после распродажи активов”, – заключает начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. Скорее госкомпании договорятся о разделе активов, чтобы сохранить баланс интересов, но большую часть ЮКОСа получит “Роснефть”, уверен начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. В этом случае, по мнению Мильчаковой, акции “Роснефти” подорожают на треть до $11, а капитализация – до $116 млрд после консолидации.

На покупку компаний ЮКОСа “Роснефти” придется занимать. На конец марта долг госкомпании был $11,6 млрд. Даже если он увеличится вдвое, то, учитывая денежные потоки “Роснефти”, это не будет критичным, говорит Дашевский. К тому же часть денег, заплаченных за активы ЮКОСа, вернется в “Роснефть”, которая является его кредитором, напоминает аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина. А на покупку можно будет взять краткосрочные кредиты и тут же вернуть их, получив деньги как кредитор ЮКОСа, продолжает Шеин.

Но “Роснефть” интересуется не только активами ЮКОСа. Госкомпания присматривается и к Хабаровскому НПЗ, 57,2% которого принадлежит группе “Альянс”. “Хабаровский НПЗ мы бы купили, но “Альянс” пока не продает”, – посетовал Борисенко. По его мнению, НПЗ надо покупать не отдельно, а с сетью АЗС. Их у “Альянса” в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 261, а кроме них – 29 нефтебаз. Но владельцы “Альянса”, по словам представителя группы, не собираются продавать НПЗ и не ведут переговоров об этом.