Себе дороже


В январе “Газпром” договорился о закупке 30 млрд куб. м в Туркмении по $65 за 1000 куб. м. Эти объемы поставляются на Украину через RUE, по 50% в котором принадлежит Газпромбанку и украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу. Цена на границе Украины составляла $95.

Законтрактованные в январе объемы в сентябре заканчивались, а Украине требовались еще 8–12 млрд куб. м. Месяц назад президент Туркмении Сапармурат Ниязов и предправления “Газпрома” Алексей Миллер договорились с 1 октября повысить цену до $100 и оставить ее такой в 2007–2009 гг.

По оценке аналитика “Тройки Диалог” Валерия Нестерова, для безубыточной торговли оператор должен был поднять стоимость поставок для Украины до $135–150. Но после вчерашних переговоров Миллера с министром топлива и энергетики Юрием Бойко стало известно, что цена в последние три месяца не изменится – $95.

Пресс-секретарь RUE Андрей Кнутов признал, что компания вынуждена будет до конца года работать в убыток, чтобы “обеспечить выполнение политических договоренностей на уровне правительств”. Кнутов не смог назвать сумму ущерба, поскольку пока не определен объем поставок газа на Украину. Близкий к RUE источник сообщил, что скорее всего Украина закупит в IV квартале 10–11 млрд куб. м газа и убытки трейдера, таким образом, превысят $400 млн. “Незапланированные потери будут покрыты за счет нераспределенной прибыли прошлого года примерно в $700 млн”, – объяснил он. А Кнутов сказал, что RUE надеется компенсировать убытки “за счет расширения сотрудничества”, но отказался говорить, в чем оно выразится.

Источник в российском правительстве сказал, что еще в августе в Сочи премьер-министр Украины Виктор Янукович просил президента России Владимира Путина и премьера Михаила Фрадкова вывести RUE из схемы транзита, заменив его “Газпромом” или совместным предприятием с участием “Нафтогаза Украины”. Тогда же Янукович заявил иностранным СМИ, что Украина будет категорически против, если назначенный “Газпромом” трейдер будет иметь “дополнительные операционные прибыли во время поставок газа”.

Но заменить RUE Москва не могла. “Для нас принципиально, чтобы “Газпром” никогда больше напрямую не продавал газ Киеву и не увязал в спорах о цене. Кроме того, на RUE замкнуто много контрактов, и на перерегистрацию их на другого трейдера сейчас нет времени”, – объяснил чиновник правительства России. “Газпром” сменил в 2003 г. компанию “Итера”, поставлявшую Украине туркменский газ, на трейдера ETG, а последнего заменил в 2005 г. на RUE. Чтобы сохранить швейцарскую компанию на украинском рынке, оставалось только, по словам чиновника, “торговать в минус”.

Причину уступок источник “Ведомостей” в украинской делегации видит в том, что “для компании-посредника важно остаться на рынке в следующем году”. Он утверждает, что отдельные представители украинского правительства предлагали вернуться к схеме прямых межправительственных соглашений о поставках газа, что затруднило бы деятельность посредников. Константин Бородин из “Нафтогаза Украины” уверил, что достигнутая в среду договоренность не базируется на уступках с украинской стороны. “Нам не один день работать вместе, надо идти навстречу друг другу”, – сказал он и добавил, что цена газа на следующий год еще не сформирована и что могут быть достигнуты компромиссы, которые финансово оправдают соглашения о поставках в IV квартале 2006 г. Бородин категорически отверг возможность участия “Газпрома” в управлении газотранспортной системой Украины или газохранилищами.

Роман Захаров из инвестиционного банка Foil Securities полагает, что решение о сохранении цены на газ до конца года имеет политическую подоплеку, а суть договоренностей выходит за рамки газовой сферы и простирается на другие отрасли – металлургию, электроэнергетику.

Стивен Дашевский из “Атона” не берется посчитать убытки RUE, поскольку торговля газом не очень прозрачна. Сохранение цены он предлагает рассматривать в контексте избрания Януковича украинским премьером: “Сейчас сторонам политически невыгодно разрушать действующую схему. Думаю, к новому году они сядут за стол переговоров и решат, чем и как компенсировать стоимость газа”. У Дашевского нет сомнений, что в следующем году цена возрастет.