Выгодные госзакупки


Прошлым летом Госдума утвердила закон о госзакупках, цель которого – положить конец коррупции и снизить госрасходы. С 1 января 2006 г. чиновники обязаны закупать товары и услуги, “для которых существует сложившийся рынок и сравнение которых возможно только по цене”, исключительно на аукционах, если цена контракта превышает 250 000 руб. Нестандартизованные заказы больше чем на 250 000 руб. можно распределять только через конкурсы. При этом перечень требований к участникам конкурса должен быть ограниченным и закрытым, чтобы заказчик не мог выставлять дополнительные требования, отсекая “не свои” компании. Госорганы обязаны размещать извещения о торгах не только в СМИ, но и на своих сайтах в Интернете, а правительство создало единый портал для оповещения о закупках, проводимых по всей стране.

Сегодня правительство обсудит первые результаты действия закона о госзакупках. В докладе, который представит Минэкономразвития, говорится, что первые позитивные результаты уже видны: на 8% выросла доля контрактов, заключенных по результатам конкурсов и аукционов (сейчас через них размещается 68% заказов), а доля “безальтернативных” договоров снизилась на 9%. Расходы на размещение госзаказов не выросли, зато уже начала ощущаться реальная экономия: в I квартале 2006 г. федеральные чиновники заплатили поставщикам на 6% меньше первоначальной цены, а во II квартале экономия достигла 17,5% (примерно 35 млрд руб.).

Зарубежная практика показывает, что цивилизованная система госзакупок приводит к экономии 20–30%, говорит начальник управления ФАС Михаил Евраев: “Но наш закон еще не заработал в полную силу, поэтому делать выводы о его эффективности рано”. До сих пор не утверждены некоторые ключевые подзаконные акты. Например, постановление правительства о том, какие товары, работы и услуги должны покупаться через аукционы. Подзаконные акты выходят тяжело, поскольку требуют согласования многих ведомств, объясняет Евраев.

А при применении закона выявились проблемы, не учтенные законодателями, констатирует замминистра экономического развития Андрей Шаронов. Например, порядок информирования потенциальных поставщиков о предстоящих госзакупках слишком забюрократизирован, из-за чего бюджет тратит лишние деньги. Минэкономразвития предлагает разрешить госзаказчикам отказаться от публикации печатных протоколов, ограничившись электронной публикацией, рассказывает Шаронов. Распространение электронных торгов тормозится из-за того, что пока законодательно не урегулирован вопрос идентификации участников размещения заказа, принимающих участие в аукционе в режиме удаленного доступа. А действующее бюджетное законодательство не позволяет госзаказчикам тратить сэкономленные деньги по своему усмотрению, лишая их мотивации к более эффективным закупкам. Минэкономразвития готовит поправки в закон о госзакупках и в Бюджетный кодекс, чтобы устранить эти и другие проблемы. Одна из них повысит с 250 000 руб. до 500 000 руб. предельную величину заказа, стоимость которого определяется методом запроса ценовых котировок (когда заказчик просто объявляет цену, а потом выбирает предложение с самой низкой ценой, не оценивая другие факторы).

Это сократит издержки бюджета, прогнозирует руководитель портала Tendery.ru Кирилл Кузнецов: ведь чем больше объем заказа, тем меньше доля накладных расходов на его организацию. Нравится Кузнецову и идея упростить порядок информирования поставщиков о госзакупках.

А вот процент достигнутой чиновниками экономии нельзя считать показательным, уверен директор департамента стратегического анализа компании “ФБК” Игорь Николаев. Первоначальная цена заказа нередко устанавливается с потолка, поэтому скинуть с нее 15–20% не составляет труда, объясняет он. По мнению Николаева, нужно оценивать не экономию на конкретных контрактах, а общую эффективность госрасходов – с помощью полноценной системы аудита, как это принято в развитых странах. Сейчас заказчики запрашивают в бюджете ресурсы на госзакупки по принципу “от достигнутого” без учета фактически освоенных средств и номенклатуры закупок, соглашается Минэкономразвития в докладе. И предлагает разработать систему экономического обоснования объемов продукции, закупаемой для госнужд.