Дебют вундеркинда


Иван Васильев окончил Минский хореографический колледж этим летом, но именно его имя сегодня чаще всего звучит в балетных кулуарах: за год парень выиграл три международных конкурса – в Москве, Перми и Варне. Большой театр сразу завербовал танцовщика на положение солиста и предоставил ему для дебюта «Дон Кихот».

Это огромный спектакль с кастаньетами, веерами, бубнами и мулетами. Чтобы не утонуть в его бесчисленных танцах, созданных для удовлетворения самолюбия танцовщиков всех рангов, исполнители главных партий должны обладать феерическим сочетанием техники и сценического обаяния. Именно таким и запомнился на московском конкурсе Иван Васильев. Дух захватывало уже от того, как легко и стремительно он вылетал на сцену. Как непринужденно вращался и вскидывал тело на какую-то немыслимую высоту, где играючи выписывал замысловатые фигуры, далеко не всегда внесенные в реестр классического танца. Невысокий, но хорошо сложенный мальчик в ореоле светлых кудрей выглядел идеальным претендентом на роль вундеркинда. В нем легко было увидеть внешнее сходство с Барышниковым, но еще больше заставляла трепетать сердца патриотичных московских балетоманов фамилия, тем более что благодаря бесшабашности и открытости своей сценической манеры он казался не однофамильцем, а родственником Владимира Васильева.

Вот только у его легендарного предшественника не было шанса на первом месяце работы станцевать в Большом театре «Дон Кихота». Балет – область столь же ранжированная, как военная служба. Партию Базиля в этой иерархии можно приравнять к генеральским погонам, которые никогда еще не доставались первогодкам. Но Большой театр, переживший эпидемию травм своих премьеров, пытается аккумулировать энергию новых звезд. В этом сезоне – беспрецедентный случай – сразу три «варяга» приглашены в труппу солистами. Васильеву, как самому молодому из них, предстоит поставить рекорд – станцевать «Дон Кихота» в 17 лет. Безусловно, в обозримом будущем вряд ли кто-нибудь сможет повторить это достижение. И все же испытание Васильеву предстоит нелегкое: чтобы по-настоящему станцевать эту партию, одной юношеской бесшабашности мало.

Для поддержки юному дарованию в дебютном спектакле выдали самую компактную и легконогую Китри Большого театра – Наталью Осипову. Эта двадцатилетняя девушка тоже бьет рекорды по завоеванию репертуара Большого: академизм соперниц меркнет рядом с ее огненной отвагой и такой страстью к свету рампы, которые могут растопить льды Антарктиды. Летом она довела до экстаза уравновешенных англичан – они сравнили ее с Плисецкой, величайшей Китри всех времен. Теперь ей предстоит впервые появиться перед московской публикой в качестве солистки Большого.

Тот уровень мастерства, которым обладают Васильев и Осипова, позволяет считать их лидерами не просто нового поколения, но нового стиля, который прививает себе московский балет. А потому их «Дон Кихот», хотя и будет 75-м по официальной статистике, выглядит премьерой. То есть от него можно ожидать всего, кроме скуки.

3 октября, «Дон Кихот», Новая сцена Большого театра, Театральная пл., 1, тел. 250 73 17