Муниципальное банкротство


Сегодня Общественная палата (ОП) посвятит пленарное заседание проблемам местного самоуправления (МСУ). В распоряжении “Ведомостей” оказался доклад председателя комиссии ОП по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслава Глазычева, который он зачитает на пленарке. Суть его сводится к тому, что полномочий муниципалитетам по закону о МСУ передано много, а самодостаточного бюджета у них нет. При этом сверхнормативные доходы населенных пунктов изымаются в вышестоящие бюджеты. На реализацию закона о МСУ муниципалитетам нужно 300 млрд руб., констатирует Глазычев, а в этом году федеральная целевая программа предусматривает всего 15 млн, причем деньги не выделены.

В докладе десятки примеров того, как благополучные поселения оказываются фактически банкротами, отдавая львиную долю поступлений наверх, а дотационные бедствуют, не получая достаточного финансирования. Так, город Шуя Ивановской области в 2005 г. собрал 1,2 млрд руб. налогов во все бюджеты. При этом в его распоряжении осталось 200 млн руб., и городские власти не могут починить даже мост, ремонт которого стоит 360 млн руб. В прошлом году город Великие Луки Псковской области собрал 1,813 млрд руб., а в его доходной базе осталось 222,9 млн руб. Городам приходится распродавать муниципальное имущество, чтобы рассчитаться по статьям бюджета, сетует Глазычев. Кредиторская задолженность муниципальных образований не менее 36 млрд руб., их расходы в 2 раза превышают доходы, а самодостаточны лишь 2%, приводит данные Счетной палаты Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС).

Глазычев приходит к выводу, что поправки к закону “не улучшат положение дел”, и советует федеральной власти внедрять реформу избирательно, проведя системный аудит в отношении сельских поселений и муниципальных районов, “жизнеспособность” которых проблематична. Для этих целей Глазычев предлагает создать совет по МСУ при президенте. Это вряд ли что-то изменит, реформу изначально курировала администрация президента и она же ей продолжает заниматься, возражает Илья Трунин из Института экономики переходного периода. По его словам, вникать в проблему конкретных муниципалитетов в Кремле никто не будет.

Закон о МСУ не учел высоких межрегиональных и межмуниципальных диспропорций, создавая единую систему органов МСУ, отмечает Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов. По его словам, полномочий МО передали много, но реальной властью муниципалитеты так и не стали, потому что им сложно передать доходные источники, говорит эксперт. Он считает, что налоговая автономия муниципалитетов увеличит неравенство, но передача им хотя бы транспортного налога будет нелишней. Вмешательство ОП в проблему МСУ может иметь положительный эффект: они помогли решить конфликт в Бутове, хотя по многим другим вопросам никаких подвижек не видно, говорит Трунин.