Проект “Б”: И махнул рукой


Уже несколько дней у меня воспроизводится странный разговор со знакомыми: очень многие из них (те, у кого детей среднего школьного возраста нет) уверены, что курс основ православия уже введен повсеместно и обязательно, с оценкой в аттестат. Убедить их, что нет, не введен, крайне трудно. В конце концов следует ремарка: “Ну не введен еще – какая разница. Планируют – значит, введут”.

При этом мне еще не попадались родители, которые бы приветствовали этот курс. Неправославные – понятно почему. Православные же семьи боятся привычной школьной профанации: вера – слишком важная и интимная вещь, засушить ее в преподавании гораздо хуже, чем засушить ботанику или географию. Вспомните, как придирчиво мы выбираем приход для всей семьи, – а ребенка, что ж, просто завучу сплавить?

Интересно, какова будет реакция родителей, если основы православия все же станут обязательными. У меня на этот счет есть грустные предчувствия, основанные на предыдущем опыте.

Вот, к примеру, кусочек такого опыта – двухлетней давности. В начале 2004/05 учебного года в московских школах начали кампанию к шестидесятилетию Победы. В школе, где тогда училась моя старшая дочь, всем (бесплатно) раздали “предпраздничные” дневники, изукрашенные ракетами, танками и прочими военно-патриотическими орнаментами. Мы поняли, что жаворонок прочирикал, – если ничего не предпринять, семейная история войны за год будет затоптана литаврами и шагистикой. Пришлось объявить классному руководителю: военную память мы поддерживаем дома и истории о прадедушке-блокаднике, прадедушке-партизане и прадедушке-политзаключенном совершенно не нуждаются в ракетных установках на обложке. Дочь будет использовать нормальный, а не спецдневник – и в прочих спецмероприятиях будет участвовать, только если захочет сама.

К нашему удивлению, учительница согласилась сразу и без дискуссии. Увидев такое, ракетные дневники попытались сбросить подруги дочери: “И нам тоже можно?” – “Ваши родители пусть тоже ко мне подойдут”.

Не подошел никто. Житейская мудрость “высунешься в школе – отразится на ребенке”? Но ведь ничего не отразилось. Тема недовольства ракетными дневниками всплывала в межродительских разговорах весь год. “Но ведь можно было отказаться – чего же не отказались?” Родители пожимали плечами и махали рукой.

Политологи одной масти утверждают, что граждане машут рукой из страха. Политологи другой масти – что из циничной корысти. В действительности же скорее всего – от лености и привычки. А ведь игнорировать ползучие попытки авторитаризма до сих пор несложно – ровно потому, что они остаются ползучими. Хотя и оплаченные певцы диктатуры, и профессиональные борцы с ней пытаются убедить нас, что все уже решено и отлито в металле.

В известном анекдоте по лесу идет тираннозавр с листом бумаги. Видит волка, заносит в список: “Завтра приходи к девяти утра, я тобой завтракать буду”. Следом встречает и записывает медведя: “Жду к часу, я тобой пообедаю”. Замечает зайца: “А ты, косой, около четырех приходи, ты на полдник будешь”. – “А можно не приходить?” – “Можно. Тогда я тебя, значит, вычеркиваю”.