“Сахалин-2” начали проверять


Вчера шесть инспекторов Росприроднадзора во главе с заместителем руководителя ведомства Олегом Митволем в сопровождении экологов и журналистов начали проверку проекта. План Росприроднадзора включал осмотр акватории залива Анива, на берегу которого находится строящийся завод по сжижению газа, посещение предприятия и Долинского лесхоза, по территории которого проходит нефтегазопровод. В лесхозе чиновники возмущались, что маршрут трубы проложен неверно – он проходит через точки, где велика опасность селей. “Во время сильных дождей уровень воды в реке сильно поднимается, и в случае схода селя труба, закопанная на глубине 1,5 м, потечет – ведь компания не предусмотрела заградительных сооружений”, – говорит и. о. руководителя сахалинского Росприроднадзора Дмитрий Беланович. Росприроднадзор уже проверил 140 км трубопровода, на многих участках трубы лежат неправильно и их надо перекладывать, продолжил Митволь. Это можно сделать, не останавливая проект, считает начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин: даже если придется переложить 100 км трубы, это будет стоить не более $100 млн.

На прошлой неделе МПР подписало приказ об отмене своего заключения на экологическую экспертизу “Сахалина-2”. По мнению министерства, для отмены экспертизы требуется еще виза Ростехнадзора, которая автоматически приведет к остановке проекта. Идти ли на крайние меры, МПР решит после комплексной проверки проекта.

Но трубами чиновники не ограничились. В воды залива Анива оператор проекта Sakhalin Energy сбрасывал грунт, выбираемый при строительстве углубления для подхода судов, а в результате пострадали места нереста морских организмов, возмущался руководитель “Экологической вахты Сахалина” Дмитрий Лисицын.

По каждому отдельному нарушению Митволь пообещал добиваться заведения уголовного дела и предписания о приостановке работ от генпрокуратуры. Общий ущерб экологии от реализации проекта, по его личной оценке, может составить порядка $50 млрд. Увеличение затрат в случае остановки проекта Митволя не пугает: “Если идти по этому принципу, тогда можно вообще не обращать внимания на нарушения закона”.

Естественно, было бы лучше, чтобы экологическая экспертиза не отзывалась, а нарушения были ликвидированы без остановки всего проекта, говорит начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский, но это зависит не только от властей, но и от желания оператора проекта. Вице-президент Sakhalin Energy Игорь Игнатьев обещает, что компания приложит все силы, чтобы устранить недостатки в кратчайшие сроки.

Впрочем, и Митволь оказался не без греха. При посадке делегации на борт судна, зафрахтованного Sakhalin Energy, выяснилось, что на всех проверяющих не хватает спасательных жилетов. Представители оператора предложили часть делегации отвезти на автобусе, но Митволь был непреклонен: “Граждане Австралии будут указывать, что нам делать, стоя на российском судне на российской территории”. Полтора часа корабль не двигался с места. И лишь после угрозы Митволя написать письмо в прокуратуру конфликт был разрешен. “Поездка журналистов была организована с нарушениями правил безопасности. Мы не хотим ссориться с природонадзорным органом, потому были вынуждены предоставить ему наше судно”, – сетует Игнатьев.