ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: Как ускорить рост


Динамика экономического роста России с начала прошлого века и по настоящее время никогда не была равномерной. Катастрофический спад, продолжавшийся с начала Первой мировой войны до 1922 г., сменился столь же бурным подъемом, когда в 1925 г. промышленный рост достиг своего пика – 15,8%. Схожая ситуация была в 1990-х гг.: с 1990 по 1998 г. темпы роста были отрицательными, самого низкого значения достигнув в 1992 г. (-14,5%), в последующие годы экономический подъем возобновился. В 2000 г. рост ВВП по отношению к предыдущему году составил 10%, что является максимальным значением за период с 1961 г.

Если экономический рост в России за последние шесть лет в среднем составлял 6,8%, то на ближайшие четыре года, по официальному прогнозу правительства (опубликован на сайте Минэкономразвития), он будет равен в среднем 5,8%.

На наш взгляд, в России есть очевидные резервы ускорения роста. Не пытаясь охватить весь круг факторов роста, остановимся поподробнее на состоянии фундаментальных показателей, которые определяют инвестиционный климат и основу поведения инвесторов. Важнейшими из них являются сильный платежный баланс, инфляция и изменение курса рубля. В 2002–2005 гг., когда мировые цены на нефть резко возросли, конъюнктурные доходы экономики, рассчитанные при цене на нефть выше $20/барр., составили $158,4 млрд.

Нефть и экономика

До последнего времени тезис о том, что высокие цены на нефть были причиной ускорения темпов роста в России, был общепринятым. Но если в 2000 г. прирост цены на нефть на $1 за баррель, по нашим данным, приводил к увеличению ВВП на 0,2%, то в 2005 г. – лишь на 0,06%. Таким образом, сбережение большей части конъюнктурных доходов привело к тому, что эта зависимость существенно снизилась.

Высокие цены на нефть несут угрозу несырьевым секторам России. Тем не менее осознание этой угрозы пришло на уровне специалистов, но не на уровне экономической политики правительства. Увеличение государственных расходов за счет доходов от высоких цен на нефть до сих пор поддерживало высокую инфляцию в России и высокие темпы повышения эффективного курса рубля.

Борьба с инфляцией с большим запозданием становится важнейшей политической задачей. Но при мягкой политике в области госрасходов достижение целевых показателей по инфляции приведет к более мощным действиям Банка России по дальнейшему повышению курса рубля, что в перспективе снижает конкурентоспособность отечественной промышленности.

В этих условиях обеспечение более высоких темпов роста экономики должно базироваться на ряде предпосылок. Можно добиться существенного расширения инвестиционной активности, модернизации промышленного сектора России при снижении инфляции и сдерживании дальнейшего повышения курса рубля, что само по себе требует умеренных темпов роста госрасходов (не выше темпов прироста экономики), а при снижении налогов – еще меньшего прироста расходов.

Инвестиции и экономика

На первый взгляд темпы роста инвестиций за последние годы были достаточно высокими – более 10% в год, что позволило увеличить объем инвестиций в основной капитал с 1165,2 млрд руб. в 2000 г. до 3534 млрд руб. в 2005 г. (в долларовом выражении по текущему курсу – с $41,4 млрд до $125 млрд). К 2009 г., по прогнозам правительства, их объем составит 7234 млрд руб., или $266,5 млрд, т. е. удвоится.

Удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2005 г. возрос по сравнению с предыдущим годом на 0,4 п. п. и составил 6,5%. По объему прямых иностранных инвестиций Россия опережает Японию и почти в два раза такие страны, как Индия, Чехия, Польша, но значительно уступает Китаю. Впрочем, если рассматривать объем прямых иностранных инвестиций на душу населения, то в России в 2005 г. они составили $102,2/чел., а в Китае – всего лишь $55,1/чел., в Бразилии – $80,3/чел. Максимальный объем прямых иностранных инвестиций на душу населения был отмечен в Люксембурге – $92 100/чел., Исландии – $7700/чел., Норвегии – $3100/чел.

Инвестиции являются одной из основных предпосылок экономического роста. В новых индустриальных странах Азии (Гонконг, Корея, Сингапур, Тайвань) за последнее десятилетие XX в. доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляла 31,1%, при этом темпы роста ВВП в среднем достигали около 7,2%, в Китае – более 40% ВВП и 10% соответственно. Примерно такое же соотношение складывается и в странах СНГ – 22,4% в 1998–2005 гг. при росте ВВП в 5,6%. Во всех странах СНГ, кроме Кыргызстана и Таджикистана, доля валового накопления основного капитала в ВВП в 2004 г. была выше, чем в России. ВВП России в 2000–2004 гг. возрос на 26,6%, а отношение валового накопления к ВВП составляло 18%, в 2005 г. – 18,2%. Этого недостаточно. Степень износа основных фондов в 2005 г. составила 50,6%.

Основной причиной малого объема инвестиций является недостаточное использование инструментов финансового рынка и кредитования. В структуре источников инвестиций в основной капитал доля собственных средств составила 47,7%, доля кредитов банков – всего лишь 6,5%. Причем доля кредитов банков в 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизилась.

При этом сокращается и база для наращивания инвестиций за счет собственных средств. Так, сальдированный финансовый результат предприятий в 2005 г. увеличился к предыдущему году на 36,6%, тогда как в 2004 г. прирост составил более 50%.

Госинвестиции не спасут

Действия правительства по компенсации снижения прироста частных инвестиций за счет государственных вложений не помогут спасти ситуацию. Доля бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал в 2005 г. была равна 20,1%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 2,2 п. п., а доля банковских кредитов, как уже отмечалось, уменьшившись по сравнению с 2004 г. на 1,4 п. п., составила 6,5%. Цели этих инвестиций совершенно различны. Государственные вложения в бюджетную сферу и развитие инфраструктуры необходимы, но не могут заменить частные инвестиции и не добавляют частному сектору стимулов к инвестициям.

В России в настоящее время требуется проведение более эффективной экономической политики, направленной на стимулирование частных инвестиций. Увеличения инвестиций за счет кредитов можно добиться при большей уверенности банковского сектора в стабильности доходов предприятий в долгосрочном аспекте. Под эти будущие доходы и будут предоставляться кредиты. А стабильность доходов обеспечивается прежде всего стабильностью макроэкономической ситуации. Сегодня предприятие может рассчитывать на кредит под 10–15% на три года. На срок более трех лет предоставляется лишь 14,5% кредитов. По сути, это и есть емкость нашего рынка кредитования. Ключевая задача на ближайшие годы – снизить ставку кредитования до 5–7% и сделать кредит долгосрочным.

Таким образом, ключевыми инструментами активизации частных инвестиций должны стать снижение кредитной ставки и обеспечение стабильного финансового результата предприятий в долгосрочной перспективе. Очевидно, что для снижения ставки кредитования требуется снижение инфляции. В 2000 г., когда инфляция составляла 20,2%, ее снижение до 3% казалось чем-то призрачным. В настоящий момент при ожидаемой инфляции в 2006 г. ниже 10% постановка задачи доведения инфляции до 3% в среднесрочной перспективе становится реальной целью.

В период с 2000 по 2005 г. по мере снижения уровня инфляции снижалась процентная ставка по кредитам для нефинансовых предприятий – с 23,8% до 10,8%. Причем в 2004–2005 гг. она была даже ниже инфляции. При этом объем кредитов нефинансовым предприятиям и организациям-резидентам в реальном выражении увеличился в 2005 г. по сравнению с 1999 г. почти в четыре раза, возрастая в среднем каждый год на 25,5%. Последние три года снижение инфляции замедлилось, что может вызвать и снижение прироста кредитов.

Однако шаги правительства по ослаблению стерилизации избыточной денежной массы и увеличению государственных расходов (Минфин России не поддерживал предложение о повышении базовой цены для формирования стабилизационного фонда с $20 до $27 за баррель с 2006 г. Это решение увеличило использование доходов от нефти в 2006 г. на 350 млрд руб.) за счет высоких цен на нефть отодвигают достижение задачи снижения инфляции.

Сильный платежный баланс и увеличение денежного предложения Банком России в результате увеличения объема золотовалютных резервов препятствовали быстрому снижению уровня инфляции.

Если обратиться к опыту других стран – экспортеров нефти, то в 2005 г. в России была зафиксирована самая высокая инфляция – 10,9%, что на 3,4 п. п. выше, чем в Казахстане, и на 6,8 п. п. – чем в Кувейте. В Норвегии прирост потребительских цен в 2005 г. составил всего 1,5%, в Саудовской Аравии – 0,7%. Таким образом, другие страны лучше справлялись с инфляцией в экономике, проводя более жесткую финансовую политику. В результате повышения мировых цен на нефть в 2002–2005 гг. экспортные доходы стран – экспортеров нефти Ближнего Востока возросли со $185 млрд до $460 млрд, что соответствует объему ВВП этих стран, производимому за один квартал. Если в 2002 г. бюджеты этих стран были в целом сбалансированными, то в прошлом году профицит составил 12% ВВП. Бюджетная политика этих стран направлена на сбережение большей части доходов, полученных от использования нефтяных запасов.

Незадействованный ресурс

В России, так же как и в некоторых других странах – экспортерах нефти, Стабилизационный фонд является основным инструментом стерилизации избыточного денежного предложения. Несмотря на меры по стерилизации избыточного денежного предложения бюджетом, свободная банковская ликвидность быстро растет. По состоянию на 5 июня 2006 г. объем средств банков, аккумулированных в Банке России, – на корреспондентских счетах, депозитах, облигациях – составил 860 млрд руб., что на 308 млрд руб. больше, чем в начале года.

Индикатором, подтверждающим тот факт, что капитал не может найти эффективное применение внутри страны, является рост валового оттока частного капитала из страны – в 2004 г. он составлял $35,3 млрд, а в 2005 г. почти удвоился и составил $73,4 млрд. И только благодаря мощному притоку капитала сальдо потоков частного капитала в 2005 г. впервые было положительным.

Обращая внимание на то, что экономика России получает недостаточный объем инвестиций, важнейшим фактором экономического роста, как отмечалось выше, выступают институты рынка и конкуренция. В России в настоящее время достигнут средний уровень макроэкономических рисков. Россия сопоставима со странами той же “весовой категории” в том, что касается составляющих инвестиционного климата в области макроэкономики и в законодательстве, хотя и здесь многое нуждается в совершенствовании. Однако по таким показателям, как качество государственных институтов и контроль над коррупцией, Россия все еще сильно отстает от развитых государств.

Если сравнивать с Китаем, в России сегодня меньше ограничений и больше конкуренции, чем в Китае. Это также сказывается на результативности инвестиций. При объеме инвестиций 18,2% ВВП Россия имела в 2005 г. 6,4% прироста ВВП. В то время как в Китае в 2004 г. при объеме инвестиций 44,9% ВВП прирост валового продукта составил 10,1%. Это означает, что достичь более высоких темпов экономического роста, как в Китае, можно и при меньшем объеме инвестиций в ВВП. Очевидно, что для этого нужно развивать обе группы факторов – как институциональные, так и фундаментальные показатели экономики.