Удовольствие от кооперации


Встреча Фрадкова с и. о. председателя Госсовета и ЦК компартии Кубы Рауля Кастро проходила так, как могла бы проходить встреча советского лидера с Фиделем (его российский премьер так и не увидел, хотя это было в планах). Фрадков приехал с женой. Во Дворце революции, где проходили переговоры, его встречал почетный караул, в яркой форме и с винтовками, с которыми еще Че Гевара мог бороться за свободу, и духовой оркестр. Гимны России и Кубы звучали как минимум три раза. Рауль по-русски сказал “здравствуйте”, а Фрадков по-русски передал “горячий привет” от российского президента и выразил надежду, что Фидель “скоро вновь встанет у руля кубинского государства и народ опять увидит своего команданте”. Он призывал восстановить “исторические узы братства и солидарности между нашими странами” и возлагал венки к памятникам Хосе Марти (еще один национальный герой) и советским воинам-интернационалистам, которые работали на Кубе в 1960-х гг.

В то же время Фрадков признал, что советско-кубинские отношения, когда СССР фактически субсидировал экономику острова, “консервировали наше общее отставание”, а сейчас, чтобы “получать удовольствие от кооперации”, “нужно использовать прорыночные схемы”. Для этого Россия реструктурировала Кубе долг в $166 млн и выдала новый кредит в $355 млн под закупку российской техники – и то и другое на 10 лет под 5% с четырехлетним льготным периодом (во время которого платятся только проценты). Кубинский долг СССР в $26 млрд остался вопросом неопределенного будущего.

На острове Свободы, где почти половину из столетней истории независимости у власти стоит Фидель Кастро, две экономики – государственная и теневая. Это плакаты “Да, есть и будет социализм” и “Родина или смерть”, пустые магазины, где можно купить продукты по карточкам (например, кубинцу положено 10 яиц в месяц) и американские машины 1950-х гг., которые можно было бы продать коллекционерам за миллионы долларов, но их запрещено экспортировать, поэтому их чинят и ездят. Или старые “шестерки” и “Москвичи”. Общественного транспорта не хватает, поэтому те, у кого есть машина, обязаны подвозить голосующих на дороге людей – это помощь делу революции. Иначе можно привлечь внимание революционного комитета, который есть в каждом районе.

Средняя зарплата составляет примерно $20 в месяц. Около 80% населения работает на госпредприятиях, откуда они воруют то, что производят, а потом продают друг другу и туристам на черном рынке, пишет Госдепартамент США в докладе о ситуации на Кубе. Например, пачка сигар в государственном магазине стоит $400, а на улице ее можно купить за $7–30. Из-за этого предприятия недосчитываются 15% своей продукции, а размер теневой экономики американские дипломаты оценивают в 40%. С другой стороны, это дорогие гостиницы, черные “мерседесы” в качестве такси, которые стоят в два раза дороже обычных, и хорошие, хотя и государственные рестораны.

На предоставленный кредит Куба закупит у России оборудование для реконструкции электростанций, железных дорог, водного хозяйства и т. д. Самой Кубе продавать особенно нечего. Главный экспортный товар, который она поставляла в Советский Союз, – сахар. Но и эта отрасль пришла в упадок. Из-за неэффективного планирования и управления, отсталых технологий и инфраструктуры урожай сейчас в 3,5 раза меньше, чем в 1989 г. Нефтяные месторождения, обнаруженные недавно на шельфе, требуют огромных и долгосрочных инвестиций. Экономика живет за счет переводов от мигрантов из США, которые присылают своим семьям от $600 млн до $1 млрд ежегодно, и туризма. По данным Госдепартамента США, около 2 млн туристов, которые ежегодно приезжают на Кубу, приносят госбюджету больше $2 млрд дохода. Именно эта отрасль обеспечила самый большой скачок в экономике за всю революционную историю. Это произошло в 2005 г., когда, по данным ЦРУ, ВВП вырос на 8%, а по данным кубинского агентства статистики – на целых 11,8% (в 2001–2004 гг. экономика в среднем прибавляла лишь 2,1% в год). Туризм мог бы развиваться гораздо быстрее, но в отрасли много ограничений: например, инвестировать можно только при условии, если у государства останется контрольный пакет. Желающих это делать немного, а у самого кубинского правительства денег на инфраструктуру нет. “Экономический смысл в российских инвестициях на Кубе искать не стоит – его в них нет”, – уверен профессор МГИМО Николай Ливенцев. По его мнению, наши вложения военно-политические и Куба – “это пятачок, на котором мы опять можем обосноваться”.