ВЕКТОР


Ненужные акции

“Северсталь-Авто” опубликовала отчетность по МСФО за первое полугодие 2006 г. Выручка – $538 млн, EBITDA по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 38% до $72 млн, а рентабельность по этому показателю составила 13,4%. Это один из лучших в мировом автопроме результатов.

Но чистая прибыль компании увеличилась всего на 9% до $25 млн. Разницу в темпах роста EBITDA и чистой прибыли в компании объясняют тем, что значительную долю прибыли “Северсталь-Авто” заработал один из ее заводов – УАЗ, в котором “Северсталь-Авто” принадлежит всего 66%. 13,19% акций завода у Росимущества, 12% контролирует “Газфонд”, остальное распылено по более мелким собственникам.

Но к выкупу долей миноритариев “Северсталь-Авто” не стремится. РФФИ пытался продать госпакет акций УАЗа в марте этого года, но торги не состоялись из-за отсутствия покупателей. Гендиректор “Северсталь-Авто” Вадим Швецов объясняет, что УАЗ переоценен и выкупать долю миноритариев неинтересно. Стартовая цена мартовского госаукциона составляла 781,8 млн руб. ($29,4 млн), а пятничная капитализация УАЗа в RTS Board – около $260 млн, т. е. госпакет подорожал до $34 млн. Швецова понять можно: миноритарии в дела “Северсталь-Авто” не вмешиваются. Государство, к примеру, дважды вообще забывало выдвинуть кандидатов в совет директоров УАЗа. А ждать, что УАЗ подешевеет, бессмысленно. Скорее всего его капитализация будет расти за счет проектов “Северсталь-Авто”. Так что если Швецов когда-нибудь передумает, то консолидация УАЗа может обойтись “Северсталь-Авто” гораздо дороже, чем сейчас.

Снова в фаворитах

В прошлом году инвесторы не жаловали бумаги российских операторов мобильной связи. Индекс РТС вырос за год на 83%, а капитализация МТС и “Вымпелкома” – лишь на 5% и 24% соответственно. МТС из-за отсутствия внятной стратегии развития почти весь год теряла долю рынка, у “Вымпелкома” воевали акционеры – Telenor и “Альфа-групп”, а главное – уровень проникновения сотовой связи в России за год вырос с 50% до 86%, и инвесторы засомневались, что сотовые операторы сумеют сохранить бизнес эффективным.

Но с середины июня, когда почти все российские “фишки” серьезно потеряли в цене, МТС подорожала на 44%, а “Вымпелком” – на 50,5%. Аналитики “Тройки Диалог” Андрей Богданов и Евгений Голосной считают это логичным. Сектор сотовой связи вступает в новую фазу роста: замедление роста абонентской базы и снижение конкуренции ведут к тому, что операторы сворачивают агрессивные маркетинговые кампании и начинают уделять первоочередное внимание повышению доходов. Повышать доходы компаниям удается – свое дело сделали переход на рублевые тарифы (многие из них предусматривают скрытое подорожание), повышение стоимости исходящих звонков после отмены платных входящих, а также увеличение платы для региональных операторов за соединение их абонентов с собственными. Расходы же компаний должны, наоборот, снижаться – ведь сети в основном уже построены. А значит, рентабельность по EBITDA у МТС и “Вымпелкома” в ближайшем будущем останется в районе 50%.