Непроизводительный рост


Впервые с момента перехода на новую классификацию видов экономической деятельности (2005 г.) Росстат опубликовал данные о росте производительности труда в различных отраслях. В целом в экономике темп роста производительности падает: в 2003 г. сотрудники российских предприятий стали работать эффективнее на 7%, в 2004 г. – на 6,5%, в 2005 г. – на 5,5%. Скорость роста производительности упала практически во всех отраслях. Например, три года назад производительность работников, занятых добычей полезных ископаемых, увеличилась на 9,2%, а в 2005 г. – всего на 6,1%. В обрабатывающих отраслях ситуация не лучше: +8,8% в 2003 г. против +5,6% в 2005 г.

Рост производительности труда – частное от прироста физического объема ВВП (во всей экономике или в отдельной отрасли) и изменения совокупных трудовых затрат.

Производительность труда быстро растет, если растет экономика, ведь занятость год от года меняется несильно, отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. А скорость роста ВВП постепенно замедляется: в 2003 г. она составила 7,3%, в 2004 г. – 7,2%, а в 2005 г. – 6,4%. Накануне кризиса 1998 г. избыточная занятость в экономике составляла 30–40%, сейчас она упала до 7–12%, а в условиях медленного роста ВВП производительность можно улучшать, только увольняя работников или внедряя новые технологии, добавляет эксперт Центра развития Валерий Миронов. Но низкие темпы повышения производительности опасны для экономики: во-первых, без этого невозможен экономический рост, а во-вторых, не растут рентабельность и инвестиционная привлекательность бизнеса, подчеркивает Сальников.

Однако некоторые отрасли наращивают производительность быстро. Так, в 2005 г. занятые в ресторанах и гостиницах работники стали производительнее на 12,2%, риэлторы – на 8,1%, а оптовые и розничные торговцы – на 7,2%. В сфере услуг технологии обновляются скорее и их легче внедрить, чем в промышленности, полагает Сальников. К тому же сами эти отрасли быстро растут.

Современные торговые форматы завоевывают все большую долю рынка, а их выручка ежегодно растет на 30–80% (торговля в целом – на 20–22%), при том что работников им нужно меньше, чем обычным магазинам, подтверждает аналитик “Ренессанс Капитала” Наталья Загвоздина. С ростом доходов населения выручка московских ресторанов увеличивается на 20% в год, добавляет совладелец холдинга “Арпиком” (сеть ресторанов Goodman и “Колбасофф”) Михаил Зельман. Растет и бизнес риэлторов – вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев полагает, что на 5–10% в год.

Быстрый рост производительности труда в гостиницах тоже вызван бурным ростом самого этого сектора (спрос велик, а предложение недостаточно), отмечает Владимир Ильичев, директор по региональному развитию Accor Group (управляет Novotel). При этом в российских отелях работает немало “лишних” людей, но из-за дефицита номерного фонда цены – одни из самых высоких в мире, говорит старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotel Марина Усенко. В Брюсселе валовая операционная прибыль гостиниц составляет порядка 22% от валовых продаж, а в Москве – 53%, добавляет Ильичев: “Появятся несколько крупных гостиниц – и темп роста производительности резко упадет”.