ВЕКТОР


Ответят все

“Сахалин-2” трясет. Росприроднадзор обнаружил, что в ходе реализации проекта допущено множество нарушений природоохранного законодательства. Оператора “Сахалина-2”, Sakhalin Energy, обвиняют в неправильной прокладке трубопровода и сбросе грунта в залив Анива. Чиновники Росприроднадзора пытаются отменить положительное заключение государственной экологической экспертизы второго этапа проекта. И прямо стоит вопрос о том, будет ли “Сахалин-2” добывать нефть и газ на острове. Теперь проектом заинтересовались и парламентарии. Проанализировать ситуацию вокруг “Сахалина-2” собралась рабочая группа, в которую входят сенаторы и депутаты Госдумы. Заявил об этом вчера председатель комитета по природным ресурсам Совета Федерации Виктор Орлов. Причем в отличие от предыдущих проверяющих он задал резонный вопрос – кто виноват в нарушениях, если проект с чиновниками согласован? “Кто-нибудь осуществлял надзорный контроль над ходом строительства трубопровода, это прямая прерогатива природоохранных органов”, – цитирует Орлова “Интерфакс”. Возможно, “кто-нибудь” и осуществлял, но претензий не предъявил. Вместо этого спустя несколько лет взяли и отозвали заключение госэкспертизы. “Сахалину-2” нужно ответить перед законом, если проект причинил ущерб экологии. Но и чиновники не должны остаться в стороне. Если изначально проект был ущербным, то ответ должны нести и те, кто его утвердил.

Пусть дорожают

О том, что российский рынок мобильной связи вплотную подошел к уровню насыщения, красноречиво свидетельствует очередное изменение во взаимоотношениях сотовых операторов с дилерами, продающими их контракты. “Вымпелком”, а по словам представителей дилерских компаний, и МТС отменили рекомендованные цены, по которым дилеры должны были продавать их контракты абонентам. Введенные еще в прошлом году минимальные цены на prepaid-контракты останутся – таким образом, салоны сотовой связи не смогут торговать sim-картами дешевле номинала (такое практиковалось с молчаливого согласия самих операторов раньше, когда количество абонентов удваивалось ежегодно). А вот продавать контракты по цене, превышающей номинал, – пожалуйста.

На этот шаг операторы пошли, конечно, не потому, что теперь, когда sim-карт в России столько же, сколько жителей, им все равно, будут к ним подключаться новые абоненты или нет. Да и дилеры в условиях снижающегося спроса, понятно, не станут завышать цены на операторские контракты в разы. Сотовые компании всего лишь дают дилерам шанс заработать чуть больше после того, как сами же отменили выплату комиссионного вознаграждения по факту подключения абонента (отныне дилеры будут получать комиссию в рассрочку, а ее размер будет зависеть от говорливости привлеченного абонента). Еще год назад было трудно представить себе, что операторы разрешат дилерам повысить цены на контракты: ведь они боролись друг с другом за каждого нового абонента. Теперь же цель другая – повысить доходность ранее привлеченных клиентов. Поэтому сотовые компании должны быть только рады, если контракты для вновь подключающихся клиентов подорожают и их абоненты, ныне подумывающие о смене оператора, засомневаются в целесообразности покупать новую sim-карту.