Автопром переедет в BRIC


В ближайшие пять лет мировое производство легковых автомобилей вырастет на 8,5 млн, причем 40% прироста дадут страны BRIC, говорится в докладе. Сейчас в этих странах сосредоточено около 37% производственных мощностей отрасли, а к 2010 г. их доля составит 52%. В той или иной форме практически все автоконцерны начинают инвестировать в страны BRIC, отмечает PwC, поскольку на развитых рынках автопроизводителей ожидают рост цен на сырье и снижение прибылей. А лидерами индустрии, по мнению консультантов, станут японская Toyota Motor Company и корейская Hyundai Motor Group. К 2010 г. производство Toyota увеличится на 2,3 млн автомобилей (такой же прирост прогнозируется для всего китайского автопрома) и составит 26,7% от прогнозируемого роста всей автоиндустрии, отмечается в докладе. На корейскую компанию придется почти 14,8%, а на альянс Renault – Nissan – 15,8%.

Renault уже имеет производство в России, Nissan и Toyota собираются строить заводы, а консультанты уверены, что интерес иностранных производителей к российскому рынку будет расти. Последние три года рынок растет в среднем на 6,6% в физическом выражении, зато в денежном – на 27%. Правда, в прошлом году рост замедлился до 19% (включая ввоз подержанных иномарок), но остается значительным. Этому способствует рост доходов людей, многие из которых пока не обзавелись автомобилями, отмечает автор российской части доклада Стэнли Рут. По прогнозу Economist Intelligence Unit, с 2005 по 2010 г. располагаемый доход среднестатистического россиянина удвоится, но на 1000 человек все равно придется меньше автомобилей, чем в развитых странах.

Продажи машин растут и благодаря кредитным программам: по данным PwC, рынок автокредитования за прошлый год утроился и на 1 января 2006 г. составил $3,3 млрд.

Правда, плоды этого роста пожинают иностранные автоконцерны: продажи иномарок в прошлом году выросли на 36%, а российских автомобилей – лишь на 6%. Рост цен на российские автомобили практически сравнял их по цене с иномарками, объясняет Рут, а усилия правительства по привлечению иностранных инвестиций делают российский рынок крайне привлекательным для иностранных производителей. По данным Александра Агибалова из AIG Capital, в 2005 г. в России было собрано 158 100 иномарок, а к 2010–2011 гг. их число вырастет на 375% (около 600 000), прогнозирует PwC. Агибалов считает этот прогноз заниженным. Объем уже заявленных проектов с участием иностранных компаний составляет более 1 млн автомобилей в год, объясняет он, а начало производства большинства из них приходится на 2007–2009 гг. По мнению эксперта, к 2010 г. в России будет собираться от 800 000 до 1 млн иномарок в год. Эти автомобили, а также импортные машины станут постепенно вытеснять российские марки с рынка, предупреждает доклад PwC. Если политика российских производителей не изменится, они потеряют свои позиции на рынке, резюмирует Рут.

Представители российского автопрома, опрошенные “Ведомостями”, признают, что иномарки завоевывают рынок, но не разделяют пессимизма консультантов. “Мы видим, что доля иномарок на нашем рынке растет, и часть покупателей уходит в более высокий ценовой сегмент”, – соглашается представитель “АвтоВАЗа”. Но “АвтоВАЗ” намерен сохранить за собой 40% рынка, наращивая производство и повышая качество. Начальник управления гражданских отраслей промышленности “Роспрома” и член совета директоров “АвтоВАЗа” Владислав Капустин уточняет, что прогноз PwC сбылся бы, если бы “АвтоВАЗ” стоял на месте, но предприятие планирует создавать новые полномасштабные производства полного цикла. Кроме того, по мнению Капустина, помочь автопрому должно государство. А исполняющий обязанности директора по стратегии группы “ГАЗ” Леонид Долгов считает, что, если на рынке легковых автомобилей отечественному производителю плохо, нужно искать другие ниши. “Когда мы разрабатывали стратегию группы “ГАЗ”, еще в 2001 г. решили сделать ставку на коммерческие автомобили, – объясняет он. – На этом рынке наши позиции прочны: мы являемся седьмым в мире производителем коммерческого автотранспорта и занимаем 50% российского рынка”.