Кинопираты стоят $20,5 млрд


Кинопиратство обходится американской экономике не в $6,1 млрд, а в $20,5 млрд ежегодно, говорится в опубликованном на днях исследовании IPI “Настоящая цена кинопиратства”. Раньше, в мае 2006 г., Ассоциация кинопроизводителей США (MPAA) совместно с LEK Consulting Inc подсчитала убытки Голливуда от деятельности пиратов по всему миру. Получилось, что в 2005 г. американская киноиндустрия потеряла $6,1 млрд, при этом 20% ущерба отрасли нанесли американские пираты. В оценке ущерба LEK Consulting руководствовался результатами телефонных и интернет-опросов потребителей, фокус-групп, подсчитывал доход от лицензионных фильмов (проданных билетов в кино и DVD), которые потребитель купил бы, не имей он пиратской версии, а также потери от интернет-пиратства. От российских пиратов киноиндустрия США, по этой версии, потеряла в 2005 г. $266 млн.

IPI не стал ограничиваться прямыми потерями. Он подсчитал влияние пиратства не только на киноиндустрию, но и на другие промышленные отрасли, учел возможный объем производства, налоги, созданные киноиндустрией рабочие места, если бы место пиратской продукции в мире заняла легальная. К цифре, полученной LEK Consulting и отражающей прямые потери крупнейших киностудий, IPI прибавил потери, понесенные прямыми поставщиками кинопроизводителей и поставщиками тех поставщиков. Эти косвенные потери увеличили их общий счет в 3,4 раза. Из-за пиратства в киноиндустрии американская экономика ежегодно теряет $20,5 млрд, а бюджет – $837 млн. Рабочие недополучают $5,5 млрд ($1,9 млрд в киноиндустрии, остальное в смежных отраслях). При отсутствии пиратства в Америке было бы создано 141 030 новых рабочих мест, из них 46 597 – в киноиндустрии, сказал “Ведомостям” Стивен Сивек, автор исследования. По данным IPI, американские кинопроизводители и фирмы, занимающиеся кинопрокатом, потеряли $6,5 млрд, розничные торговцы кинопродукцией – $0,8 млрд.

Сивек считает, что сумму ущерба, причиненного США российскими пиратами, надо увеличить пропорционально росту суммарного ущерба. Она достигает $894 млн. $20,5 млрд потерь не могли появиться только по вине американских пиратов, международные нелегальные производители “тоже влияют на вторичные и третичные потери”, говорит Сивек.

Если принимать во внимание влияние на экономику в целом и налоговые потери, как это сделал IPI, сумма ущерба со стороны России возрастет, соглашается директор Российской антипиратской организации Константин Земченков. “Только с начала 2006 г. мы нашли 1500 магазинов в Москве, торгующих пиратской продукцией, но не можем их закрыть”, – жалуется Земченков. “Кроме ущерба правообладателю пиратство производит ряд смежных экономических и налоговых преступлений, – говорит советник министра экономического развития Юрий Любимов, – но оценка объемов пиратства очень приблизительна”. Учитывая, что до 70% цены диска – это торговая наценка, которая идет розничному магазину, оценка LEK Consulting ближе к реальности, считает Любимов. Поэтому у IPI нет оснований более чем втрое увеличивать размер ущерба, наносимый США российским пиратством, полает он.