Мажорный фотореализм


“Серебряная камера”, фотоконкурс о Москве, проходит в шестой раз, и только ворчуны считают, что каждый год на его итоговой выставке можно увидеть одно и то же. Москва – слишком большой город, чтобы темы для фоторепортажей о нем могли исчерпаться. А энергия главного русского мегаполиса такая мощная, что, кажется, драйв большого города заряжает снимки автоматически.

Ради этого драйва, чтобы заразиться витальной силой большого города, и приходят на “Серебряную камеру” десятки тысяч зрителей. Они заинтересованно рассматривают сотни фотографий и старательно отмечают коды понравившихся. (Серии выставляются анонимно, победителей в каждой номинации выбирает жюри, но зрительский приз сопоставим с лауреатскими 135 000 руб.)

Конечно, некоторые темы, вроде фотогеничных и артистичных митингов нацболов, появляются на “Камерах” с удручающей регулярностью, но на этот раз комбинации красных флагов и черных свастик встретились в разделе “События” только однажды и больше ничего политического на выставке не было. Зато в том же разделе показали отличную серию “От заката до рассвета” – просторы московского гипермаркета с потерявшимися среди товаропотока покупателями. Политическая напряженность сменилась потребительской – это правда.

Если уж следить (а почему бы и нет) по выставочным фоторепортажам, как меняется столичная жизнь, то можно отметить большое количество клубно-ресторанной съемки. Но чужое веселье в кафе “Галерея” и масса снимков о закулисье ресторанных кухонь не дали ни одного яркого кадра. Словно и нет в этих местах ничего, кроме натужной суеты.

Фотографии нынешнего конкурса можно рассортировать не по тематическим разделам “Архитектура”, “Лица”, “События”, а по стилю фотографий: гламурная, социальная, советская. Холодно, глянцево и неизобретательно снята не только вечерняя жизнь, но и новая небоскребная московская архитектура. Социальная фотография (бездомные дети, обитатели барахолки) показалась на этот раз формально политкорректной, без драматизма. Обидно много оказалось и работ в стиле журнала “Советское фото” – черно-белые снимки с резким контрастом света и тени. В том числе и серия портретов с режущим слух названием “Уходящее поколение” – лица известных и заслуженных людей (режиссера Петра Фоменко, хореографа Игоря Моисеева). Единственный недостаток таких художественных фотографий в том, что их снимают уже тридцать лет.

Конкурс “Серебряная камера” проводит Московский дом фотографии под патронатом мэра Москвы. Нынешняя выставка патрону должна была бы очень понравиться – вверенный ему город представлен зажиточным, развивающимся мегаполисом с высотным строительством, обустроенными дворами, развлекающимся населением и инвалидами, живущими полноценной жизнью.

“Мы не цензурировали снимков. Я никого не заставляла снимать праздник”, – клянется директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. И если не лукавит, то тем хуже, значит, фотографы сами почувствовали заказ или вовсе разучились чувствовать. И не то чтобы зрителю хотелось не праздника, а чернухи. Нет, но без конфликта нет искусства, без слез – утешения, без интриги – интереса. Самая сильная серия выставки – “За стеклом” – невеселая. Лица людей, прислонившихся к окнам вечернего автобуса, не счастливые, но в каждом из них есть личная тайна.