Коррупция на экспорт


В список вошли 30 стран, на долю которых в 2005 г. пришлось 82% мирового экспорта. Больше всего взяток за рубежом дают индийские компании (4,62 балла по 10-балльной шкале), следом идут китайские (4,94) и российские (5,16). Меньше всего взяток за границей дают компании из Швейцарии, хотя и они не безупречны (7,81), затем шведские (7,62) и австралийские (7,59).

В последние 10 лет китайский экспорт в среднем рос на 19,5% в год, и за 20 лет по объему экспорта Китай переместился с 30-го на 3-е место в мире после Европы и США. В 2005 г. Китай экспортировал на $752,2 млрд, Россия – на $268,1 млрд (рост на 33,9% к 2004 г.), а Индия – на $89,8 млрд.

“Россия, Китай и Индия начинают играть все более заметную роль в международном бизнесе, – говорит Хуанита Олайя, директор TI по исследованиям. – Но поведение компаний из этих стран на зарубежных рынках не только не соответствует существующим нормам, но и усугубляет проблему коррупции”.

Россия закономерно занимает одно из нижних мест в рейтинге, убеждена директор российского отделения TI Елена Панфилова: “Наши компании ведут себя за пределами страны так же, как и в России”. А вот компании из западных стран порой демонстрируют “чудовищный разрыв” между поведением у себя на родине и в странах, где отсутствует система противодействия коррупции, говорит она: французские и итальянские компании в Африке оказались в числе самых злостных взяткодателей.

Но не только французские и итальянские, и не только в Африке. В марте 2006 г. германо-американский концерн DaimlerChrysler (Германия – 7-е место, США –

9-е) подтвердил, что его должностные лица осуществляли “неправомерные платежи” в Африке, Азии и Восточной Европе.

Возможно, компании из стран типа Швейцарии, Швеции и Австралии для продвижения экспортной продукции платят не меньше, чем Россия или Китай, предполагает экономист ING Bank Чарльз Робертсон, просто суммы в этом случае незаметны на фоне стоимости экспорта, а в случае развивающихся стран взятки занимают большую долю стоимости.

“Стимулирование китайского экспорта активно проводится как формальными, так и неформальными способами”, – говорит руководитель Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. А вот призовое место России Санакоева озадачивает: “Россия пассивна в продвижении продукции на внешние рынки, поэтому вряд ли показатель TI объективен”. Cотрудники российских компаний тоже считают, что TI преувеличила их активность за границей.

По уровню внутренней коррупции – если ориентироваться на замеры той же ТI – мы давно обогнали и Китай, и Индию, а вот на внешних рынках отстаем, иронизирует Георгий Сатаров, президент фонда “Индем”, где составляется индекс российской коррупции: “Могли бы быть поагрессивнее, а то за державу обидно”.

Высокому месту России способствует и то, что она третий год подряд крупнейший в мире экспортер оружия ($6,3 млрд в 2005 г.) после США. Экспорт вооружений – не очень прозрачный бизнес, в нем распространена практика “откатов”, благодарностей и прочих поощрений, считает Иван Сафранчук, эксперт Центра оборонной информации, но первенство в данной области принадлежит США, а не России. “Откаты” – важный инструмент маркетинговой политики при торговле вооружением, соглашается научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Руслан Алиев. Покупатели оружия подчас сами заводят речь об “откатах”. Артем (имя изменено), участвовавший в качестве переводчика на переговорах о поставке российского оружия в одну из африканских стран, вспоминает, что покупатели напрямую спрашивали, сколько Россия готова заплатить, чтобы они решили поставлять именно ее продукцию, а не США.

Елена Федорова, пресс-секретарь корпорации “Иркут”, возмущена: к росту экспорта привели абсолютно объективные причины – агрессия против Ирака и Афганистана, например, а никак не уголовные действия вроде взяточничества.