Остановить падение


Сократить добычу договорились Кувейт, Иран, Венесуэла, Нигерия и Ливия, а Объединенные Арабские Эмираты обещали к ним присоединиться, говорят источники FT в ОПЕК. По их информации, Саудовская Аравия, на долю которой приходится большая часть добычи в ОПЕК, выразила недовольство соглашением о сокращении добычи, но при этом королевство за последние два месяца уже успело по собственной инициативе сократить добычу на 200 000 баррелей в день. По сообщениям информагентств, участники ОПЕК могут ратифицировать этот пока неформальный договор до декабря, организовав внеочередную встречу.

Один из членов ОПЕК вчера заявил, что картель будет ориентироваться на уровень поддержки цены в $50–55 за баррель. В среду цена нефти, поставляемой ОПЕК, упала до $55,27. Спад цен происходил на фоне понижения спроса в США. Возможность возникновения дефицита поставок из-за противоречий между США и Ираном отодвинулась на второй план, что тоже успокоило трейдеров.

Во вторник Саудовская Аравия резко повысила цену, по которой продает свою нефть европейским НПЗ. Это позволяет предположить, что в ноябре она может снова сократить добычу. В прошлом представители ОПЕК уже заявляли, что могут сократить добычу на 1 млн баррелей в день, при этом на долю Саудовской Аравии должно было прийтись 300 000 баррелей в день. В прошлую пятницу о сокращении добычи заявили Нигерия и Венесуэла, они планируют добывать на 170 000 баррелей в день меньше. После этого о сокращении заявил Кувейт, рассказывают источники FT. По мнению членов ОПЕК, сокращение добычи необходимо, чтобы избежать резкого понижения цен во II квартале следующего года. Вместе с тем в официальных заявлениях представителей Катара и Кувейта говорится, что соглашения о сокращении добычи на данный момент нет.

Вчера вечером агентство Bloomberg сообщило, что слухи о решении ОПЕК привели к росту цен на нефть на NYMEX до $60,75 за баррель, что на $1,16 выше итоговой котировки среды. На Лондонской бирже ICE Futures стоимость фьючерсов на Brent увеличилась на $1,57 до $60,79.

“Фундаментальные причины для снижения цен появились еще в I квартале, когда коммерческие запасы нефти в США достигли пятилетнего максимума в 335–340 млн баррелей, – отмечает представитель “Лукойла” Геннадий Красовский. – Это запас на 20–21 день потребления, тогда как всего год назад резервы соответствовали 13–16 дням”. Но тогда цены удержались, продолжает собеседник “Ведомостей”, из-за политических и климатических рисков и стали падать только в августе. Поэтому, полагает Красовский, решение ОПЕК о сокращении добычи вполне оправданно, если эти страны хотят поддержать приемлемый для себя уровень цен. Дело только за тем, чтобы эти решения выполнялись. Для российских нефтяников, по мнению Красовского, поддержание высоких цен дает “маргинально позитивный эффект”, т. е. налоговая система в стране такова, что с каждого доллара дополнительных доходов при цене выше $25 за баррель компании получают всего 8 центов.

“Заявления членов ОПЕК всегда влияют на рынок, – говорит аналитик Argus Media Александр Ершов, – что сейчас и происходит, но их результатом может быть только краткосрочный ценовой тренд в $1–2”. Чтобы фундаментально развернуть рынок, считает эксперт, нужны более серьезные факторы, например обострение иранской ядерной проблемы, боевые действия в районах нефтедобычи, техногенные и климатические катастрофы. ОПЕК же может в той или иной мере лишь демпфировать резкие колебания цен в ту или иную сторону. (Использованы материалы FT.)