Дешевле не связываются


В прошлом году два молодых австрийца, Роман Шэрф и Дэниель Мэттс, основали интернет-компанию Jajah. Предоставляемые ею услуги основаны на использовании Интернета для звонков (VoIP, voice over internet protocol), что позволяет в десятки раз снизить стоимость минуты разговора. Свою компанию они назвали в честь Джаджи Ватамба, австралийца, который на сайте Watamba.com опубликовал манифест, призывающий к бесплатному общению во всем мире.

Основное отличие от существующих программ – дружелюбие к пользователю. Друзья решили значительно упростить использование VoIP и сделать его похожим на традиционный поисковик, где ключевое слово (или номер телефона) нужно вводить в строку поиска. Таким образом был решен технический вопрос, который и отпугивал большинство пользователей. Для того чтобы воспользоваться услугами Jajah, не нужно загружать и устанавливать программное обеспечение, настраивать микрофон и наушники и неотрывно сидеть у компьютера.

Все стало намного проще. Пользователь заходит на сайт Jajah.com, вводит свой телефонный номер и телефонный номер другого абонента и делает заявку. Буквально через несколько секунд звонит стационарный телефон, который уже соединен с желаемым номером. Звонок из США в Европу стоит около 2,5 цента в минуту, а для зарегистрированных пользователей Jajah разговоры бесплатны.

Основную часть расстояния звонок проходит по волокну, которое Jajah задешево арендует. Затем в дело вступает около 200 терминалов, которые разбросаны по всему миру, для того чтобы соединить местные телефонные сети. Таким образом, компания оплачивает эти звонки как местные.

Несмотря на низкие расценки, уже в следующие полгода Jajah намерена получить прибыль, а к концу этого года количество зарегистрированных пользователей должно составить 1 млн человек. В среднем пользователь тратит $10 в месяц, число пользователей каждый месяц удваивается.

Идея кажется очень простой, что, конечно, может привлечь внимание конкурентов. Но Мэттс не видит никакой опасности, ведь технология выглядит просто только с точки зрения пользователя: “Простота стала основным фактором успеха, однако установка 200 терминалов по всему миру была делом совсем не простым. На обеспечение качественной связи мы потратили крупную сумму. При неполадках в одном из терминалов мы можем переключиться на другой. Но все это не просто”.

Финансирует проект венчурный капиталист Майкл Моритц, партнер компании Sequoia Capital, которая в свое время помогла встать на ноги Google, Yahoо! и YouTube.

Jajah продолжает радовать пользователей новыми функциями. Через сайт компании можно организовать селекторное совещание, обмениваться текстовыми сообщениями и звонить по расписанию. Несколько недель назад компания предложила пользователям нечто кардинально новое – возможность установить программу на мобильный телефон. Услуга рассчитана на телефоны, работающие в операционной среде Symbian. Программа автоматически направляет международные звонки через Jajah, и это означает, что звонки, которые раньше стоили $1,50, теперь обойдутся пользователям всего в 2,5 цента или вовсе будут бесплатными.

Эта новость вряд ли понравится сотовым компаниям, которые уже предприняли определенные меры к тому, чтобы запретить VoIP в ряде стран. Но Шэрф утверждает, что на их компанию этот запрет распространяться не может, поскольку изначально звонок происходит без использования технологии VoIP. Роман считает неверным противопоставление Jajah и традиционной телефонной связи, ведь всем абонентам нужен стационарный или мобильный телефон, чтобы пользоваться Jajah. “Для пользователей Jajah может стать телефонной компанией номер два. Но мы хотим стать первой действительно глобальной телекоммуникационной компанией”, – говорит он.

Сегодня Jajah очень напоминает другую успешную компанию, которая создала программу для общения на раннем этапе существования Интернета. У ICQ было 12 млн пользователей в 1998 г., когда Интернет был не столь популярен, как сейчас. Позднее компания была куплена концерном AOL. “Мы значительно упростили общение в Интернете”, – говорит Яир Голдфингер, один из основателей ICQ. В феврале Голдфингер стал директором Jajah. В России услуги Jajah пока недоступны. (WSJ, 2.10.2006, Полина Михалева)