Государство мало получит


Об итогах проверки сахалинских проектов Счетная палата сообщила в пятницу. Коллегия ведомства Сергея Степашина решила, что финансово-экономические условия реализации “Сахалина-1” не позволят России получить более 15% углеводородов при разделе продукции. Не лучше, по мнению аудиторов, обстоит дело и в “Сахалине-2”. По расчетам палаты, от этого проекта государство при разделе продукции не сможет получить более 10% углеводородов. Впрочем, источник в Sakhalin Energy на это замечает, что такое распределение продукции предусмотрено соглашением лишь для уровня рентабельности проекта ниже 17,5%. Но с ее повышением будет увеличиваться и доля государства.

Не одобряет Счетная палата и намерение Sakhalin Energy увеличить смету расходов на второй и третий этапы реализации проекта. Действительно, оператор примерно год назад объявил, что возмещаемые затраты до 2014 г. необходимо увеличить с планировавшихся ранее $12 млрд до $19,6 млрд. Но российские чиновники не соглашаются с этим, и изменение сметы до сих пор не утверждено. По “Сахалину-1” рост затрат на официальном уровне пока не обсуждается, но, по данным Министерства природных ресурсов, бюджет проекта может значительно превысить первоначально заявленный уровень в $12,8 млрд и вырасти до $17 млрд.

“СРП стали невыгодными для России, – сказал “Ведомостям” один из аудиторов Счетной палаты. – Низкая рентабельность проектов связана с резким ростом затрат, требуемых их участниками к возмещению”. По его словам, об итогах сахалинских проверок контрольное ведомство проинформировало президента и правительство. В своих письмах Счетная палата предложила государству выработать предложения о разработке недр инвесторами на более выгодных для России условиях. “Нужно побудить инвесторов пересмотреть ранее заключенные СРП”, – говорит собеседник “Ведомостей”. Как именно это сделать, аудитор не сказал.

О возможных вариантах развития событий на минувшей неделе рассказал начальник экспертного совета президента Аркадий Дворкович. Применительно к “Сахалину-2” он отметил, что инвесторы могут отказаться от увеличения затрат и продолжить реализацию проекта на условиях СРП или, наоборот, увеличив затраты, перевести его в обычный налоговый режим. Наконец, они вправе просто продать свои доли и выйти из проекта.

Жесткая позиция России вполне понятна, рассуждает руководитель аналитического отдела ИГ “Атон” Стивен Дашевский, ведь при увеличении затрат по “Сахалину-2” до $20 млрд потери государства составят половину этой суммы: “Я бы удивился, если бы российская сторона удовлетворила эти требования более чем на 15–20%”. Скорее всего, стороны найдут компромисс и сохранят проект на условиях СРП, прогнозирует аналитик ИК “Тройка Диалог” Валерий Нестеров: “Например, российская сторона может согласиться на небольшой рост затрат в обмен на получение большей доли добываемых нефти и газа”.