Таксофоны на всякий случай


Рынок таксофонов в России стагнирует уже более пяти лет подряд, отмечает аналитик Mforum Analytics Дмитрий Деев. По его данным, у Московской городской телефонной сети (МГТС) количество таксофонов сократилось за последние пять лет в три раза, сейчас их всего 8000. Еще более быстрыми темпами снижалась прибыльность этого бизнеса. Если в 2003 г. на звонках из телефонов-автоматов МГТС заработала 221,5 млн руб. дохода, то в 2004 г. – 152 млн руб., а в 2005 г. – всего 67 млн руб.

Количество таксофонов и их прибыльность снижаются во всем мире. Число звонков, совершенных с телефонов-автоматов английской British Telecom (BT), снизилось к 2003 г. почти вдвое по сравнению с 2001 г., а выручка этого бизнеса у компании упала на 40%. Из 70 000 телефонных будок BT более 60% не приносят дохода. В США количество таксофонов снизилось с 2,1 млн в середине 1990-х гг. до 1,5 млн к 2003 г.

“Таксофоны – это сектор рынка, который больше всего пострадал от развития сотовой связи”, – констатирует замгендиректора МГТС по коммерческой деятельности Денис Лобанов. По его словам, сейчас московскими таксофонами пользуются в основном приезжие. Кроме того, аппараты выполняют социальную функцию – с них часто звонят в службы спасения. Алена Кондратьева, начальник отдела службы по связям с общественностью “Национальной таксофонной сети” (НТС, обслуживает таксофоны в ряде городов России), добавляет, что с аппаратов принадлежащей НТС компании “Санкт-Петербургские таксофоны” в 2005 г. поступило более 145 000 звонков в МЧС, милицию, “Скорую помощь” и “Ленгаз”.

Стремясь сохранить таксофонный бизнес прибыльным, МГТС и “Санкт-Петербургские таксофоны” совершенствуют таксофонные аппараты. Сейчас многие из них позволяют совершить звонок в другой город или страну, с некоторых также можно звонить при помощи банковских карт, выходить в Интернет и посылать SMS-сообщения на мобильные телефоны. Также, добавляет Лобанов, дополнительный доход приносит реклама, размещаемая на стенках таксофонных кабин.

А BT, чтобы увеличить доходность своих таксофонов, разрешает сотовым операторам монтировать на крышах телефонных кабин мачты с базовыми станциями. Кроме того, британский оператор в порядке эксперимента начал преобразовывать некоторые кабины в торговые автоматы, продающие шоколад, напитки и т. д. Сам таксофон крепится к наружной стене такого торгового киоска.

А в России повысить доходность таксофонов могло бы внедрение единой таксофонной карты (ЕТК). В этом году все 70 000 таксофонов межрегиональных компаний (МРК) холдинга “Связьинвест” были модернизированы под прием ЕТК, а таксофонные карты местных операторов до конца года будут полностью выведены из обращения. По словам Кондратьевой, внедрение ЕТК позволило операторам предоставлять с таксофонов все виды связи – местную, междугородную и международную. Также МРК получили дополнительные доходы, связанные с таксофонным роумингом.

Однако, замечает Деев, социальная функция таксофонов все больше перевешивает коммерческую и дохода от таксофонных услуг недостаточно даже для обновления и ремонта аппаратов. “Если государство не возьмется дотировать эту отрасль, например, в рамках фонда универсальной услуги, то она просто исчезнет”, – полагает аналитик. Впрочем, руководитель пресс-службы Мининформсвязи Александр Паршуков не считает, что государство должно дотировать все таксофоны. “На средства фонда универсальной услуги таксофоны будут устанавливаться в тех населенных пунктах, где телефонной связи нет вообще”, – говорит он. А операторам Паршуков советует поискать новые ниши для использования таксофонной связи. В частности, таксофоны могут быть востребованы в метро или на федеральных трассах, где сотовая связь не всегда работает, полагает он.