ВЕКТОР


Импорт не спасет

Менеджерам “Газпрома” больше не нужно кусать локти и думать, как бы сделать так, чтобы РАО “ЕЭС России” не заработало лишнего благодаря низким внутренним ценам на газ. Газовая монополия обязана продавать газ российским потребителям по установленным государством ценам. А энергетики могут электричество, произведенное с использованием этого газа, продавать не только по регулируемым ценам внутри страны, но и по свободным на экспорт. Объем поставок невелик. В 2005 г. он составил около 21 млрд кВт ч. Но РАО до последнего времени всеми силами пыталось увеличить экспорт.

Теперь на этих планах можно поставить крест. Причина в растущем дефиците электроэнергии в России. РАО уже предупредило, что зимой ограничения в Москве могут начаться при температуре минус 15–18 градусов. Поэтому экспорт электричества из России в лучшем случае останется на прежнем уровне. Правда, в “Интер РАО ЕЭС” (“дочка” РАО, занимающаяся экспортно-импортными операциями) уверяют, что все действующие контракты на поставку электричества на экспорт будут выполнены. Прошлой зимой срыв был – РАО приостанавливало поставку энергии в Финляндию. А в пятницу предправления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс даже объявил о намерении в несколько раз увеличить импорт электричества. Это вряд ли поможет: сейчас импортируется всего около 10 млрд кВт ч в год. Но “Газпром” может быть спокоен – лишних денег на его дешевом газе РАО не заработает.

Выгодные компоненты

“Северсталь-Авто”, готовящаяся к сборке Fiat Ducato в особой экономической зоне “Алабуга” (Татарстан), ищет поставщиков компонентов. В пятницу коммерческий директор компании Адиль Ширинов рассказал, что “Северсталь-Авто” намерена пригласить ведущих мировых производителей автокомпонентов для организации 12 производств, в том числе сидений, выхлопных систем, изделий из пластмасс. Как сообщил “Интерфакс”, проекты планируется реализовать в течение 2007–2009 гг. Первый партнер “Северсталь-Авто” уже известен. В компании обещают в октябре-ноябре подписать соглашение с английской Stadco, выпускающей штамповку для европейских производителей. Ей компания передаст в управление цех по производству штамповки на УАЗе, а также создаст СП в Елабуге по выпуску кузовных деталей для Fiat Ducato. По оценкам Национальной ассоциации производителей автокомпонентов (НАПАК) и Ernst & Young, инвестиции в проект составят около $20 млн. Как отмечает замдиректора НАПАК Михаил Блохин, “Северсталь-Авто” не зря инвестирует в новый бизнес: производство компонентов становится выгодным. Если в 1990-х гг. на них приходилось только 35% добавленной стоимости при производстве автомобиля, то сейчас 60%. Кроме того, производство кузова в России дает 14% локализации. А поскольку проект со Stadco рассчитан на сотрудничество и с другими производителями в России, в первую очередь зарубежными, то выгоду от него получат не только два его участника – остальным автопроизводителям тоже будет необходимо закупать комплектующие в России.