Женщины по вызову


В юности Фомина мечтала выучиться на хирурга, но не получилось: сдав профильные экзамены на отлично, провалила сочинение. Может, оно и к лучшему, рассудила она и в 1990 г. поступила на факультет товароведения в читинский филиал Сибирского института потребительской кооперации.

В начале 2000-х гг. Фомина вместе с супругом приехала в Москву. В столице тот устроился мастером в автосервисную компанию, а она год сидела дома с ребенком. В 2002 г. закончила школу менеджеров “Арсенал” и следующие три года работала в одном из крупных столичных агентств по недвижимости. Идея открыть собственную фирму возникла внезапно – на дне рождения у подруги.

“Мы тогда пошли провожать одну из девушек, время было позднее, ни один транспорт уже не ходил, – вспоминает Фомина. – Остановили частного таксиста, а потом переживали – уж очень вид у него был подозрительный”. Подруга, к счастью, до дома добралась благополучно, а Фомина подумала, что неплохо было бы открыть службу такси, которая бы обеспечивала полную безопасность женщине. Так родилась идея “Розового такси” – службы извоза исключительно для женщин. Правда, как оказалось, не совсем оригинальная: еще два года назад подобная фирма появилась в Красноярске, потом в Волгограде и Нижнем Новгороде. Женские такси курсируют также в Японии, ОАЭ и Лондоне.

На старт

Взяв из семейного бюджета $50 000, она купила в лизинг 10 машин – Daewoo Matiz и Nexia. Около $20 000 из этих средств пошли на оплату первого 20%-ного взноса по лизингу, еще часть – на погашение кредита за первый месяц и все остальное – на аренду помещения, покраску машин, постановку на учет в ГАИ, оплату автостоянки, наем первых сотрудников и разработку сайта службы. “Эти деньги мы с мужем откладывали на покупку квартиры, но, подумав, решили пойти ва-банк”, – рассказывает Фомина. По ее словам, супруг не только одобрил идею женского такси, но и, открыв к этому времени собственный автосервис, взялся в нем перекрашивать машины в ярко-розовый цвет.

В штате “Розового такси” 38 человек – 19 водительниц, четыре диспетчера, бухгалтер, управляющий и механики. “К женщинам-водителям у меня свои требования, – говорит Фомина. – Чтобы общительные были, доброжелательные, умели поддержать беседу”. Подыскивая таких, предпринимательница даже изучала гороскопы кандидаток. “Овнов и Львов – людей, как правило, конфликтных, – я отметала на первом же собеседовании”, – признается она. Хотя одно дело – найти подходящих работниц, а другое – их удержать. Как показал первый опыт, зарплата в 10 000 руб. не устраивала даже самых покладистых. И с октября машины решили сдавать в аренду: заработанные за сутки 1200 руб. идут хозяйке службы, все, что свыше, – водительнице. Через два года она сможет выкупить автомобиль, но при условии, если будет продолжать работать на фирму, в этом случае она будет оплачивать диспетчерские услуги компании.

Женщины, и не только

Вначале концепция проекта сводилась к перевозке исключительно женщин и детей. Мужчин в “Розовое такси” не пускали. “Но уже спустя четыре недели работы службы женщины стали проситься в машины с супругами”, – рассказывает Фомина. Оказалось, совсем без мужчин им тоже плохо.

“Сегодня на каждую машину приходится до пяти выполненных заказов в день, включая обслуживание клиентов “с бордюра”, – говорит она. “Розовое такси”, по ее словам, пользуется спросом не только у активно работающей части женщин, но и у пожилых, желающих, к примеру, доехать до больницы, и у студенток, заказывающих машину до ночного клуба и обратно. Кроме того что с женщинами-водителями они чувствуют себя в полной безопасности, в салоне авто всегда найдутся таблетка от головной боли, салфетки, все необходимые предметы женской гигиены и даже игрушки для детей.

“Сейчас бизнес развивается по плану: в сентябре заработанные средства составили 20% лизингового платежа, еще через три месяца проект выйдет на полную самоокупаемость”, – подсчитала Фомина. Стоимость услуг “розового экипажа” – 300 руб. за полчаса поездки, все что свыше – 10 руб. за минуту, т. е. 600 руб. в час. В ближайших планах предпринимательницы – покупка еще 10 машин и оборудование их LCD-мониторами, что позволит службе начать развивать рекламную часть бизнеса.

Сторонний разговор

По мнению Юлии Каретниковой, исполнительного директора компании XXL-Taxi, “Розовое такси” вряд ли сможет занять значительную часть рынка – скорее всего, оно останется нишевым. “Красота идеи, к сожалению, не защищает проект от столкновения с экономическими реалиями рынка такси, которые весьма и весьма непростые”, – предупреждает Каретникова.

По данным городского департамента транспорта и связи, в 2005 г. объем московского рынка таксомоторных перевозок и частного извоза составил $500–600 млн. Но его потенциальная емкость превышает $1 млрд, говорит Илья Ломакин, исполнительный директор маркетингового агентства Discovery Research Group. Оценка не учитывает доходов компаний от размещения рекламы на автомобилях-такси. При этом 60–65% приходится на теневой сектор и лишь 30–35% – на легальный.

По мнению Ломакина, в Москве и Санкт-Петербурге “Розовое такси” вполне может прижиться. В этих городах, поясняет он, много состоятельных женщин, которые являются потенциальными клиентками новой компании. Кроме того, далеко не все дамы решатся воспользоваться услугами частных извозчиков. “Предложением с удовольствием воспользуются и мусульманки, ведь им нормы поведения запрещают находиться где бы то ни было в обществе мужчин”, – соглашается Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов, член совета директоров исследовательского холдинга Romir Monitoring.

“На начальной стадии идея может выглядеть интересной, но, если служба планирует выходить на значительные объемы, удерживать аудиторию будет достаточно сложно, – рассуждает Каретникова из XXL-Taxi. – Часто возникают нестандартные ситуации, например прокол колеса в дороге, – сможет ли женщина-водитель оперативно решить такую проблему?” Кроме того, у большинства пассажиров существует предубеждение, что женщина не так уверенно водит машину, как мужчина. По словам Каретниковой, клиенты часто отказываются от таких услуг (в XXL-Taxi работают три женщины). “Все наши дамы выдержали строгий конкурс – у каждой из них водительский стаж не менее пяти лет, – возражает Фомина. – Кроме того, все они прошли специальное обучение по оказанию первой медицинской помощи”. От ЧП на дорогах, конечно же, никто не застрахован, но, если машина ломалась в дороге, до сих пор выручали мужчины, признается предпринимательница.